Что такое кадровый резерв Руководители, работники и специалисты по управлению персоналом по-разному понимают значение словосочетания «кадровый резерв». Руководитель компании представляет кадровый резерв как очередь из сотрудников, готовых занять ответственную должность, как только она освободится. Уволился или не справился с работой специалист или руководитель — не беда — его место займет подготовленный резервист. При росте компании нет проблем с […]
ПодробнееПодбор персонала
Кейсы по подбору персонала, методики, инструменты, рекомендации, мнения и рекомендации по решению задач подбора персонала от HR-ПРАКТИКА
Как переманить персонал у конкурентов — три кейса от HR-ПРАКТИКА
Пролог У соседа всегда трава зеленее. В чужой лодке всегда больше рыбки. Хороша каша, да в чужой печи стоит. Безусловно, зависть в нашей культуре не приветствуется, хотя и бывает стимулом для перемен к лучшему. Стоит ли завидовать конкурентам, которым достались умные и работящие профессионалы, и делать ставку на то, что вы сможете переманить их в […]
Подробнее5 инструментов для оценки компетенций при подборе персонала — обзор и рекомендации от HR-ПРАКТИКА
Как оценить компетенции работника Если вы проработали с коллегой, руководителем или подчиненным полгода-год или более и имели возможность наблюдать за его работой, то, безусловно, сможете оценить его компетенции. Трудно не согласиться с утверждением «лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать» — именно статистика наблюдений позволяет человеку делать обоснованные выводы о людях и событиях. Подробнее […]
ПодробнееКейс про аудит объявления о найме: 9 замечаний от HR-ПРАКТИКА
Вводная для аудита объявления о найме Химическое производство находится в небольшом городе, требуется сотрудник со специфическим опытом и специальным образованием, компания готова нанять соискателя, проживающего в другом регионе. Вакансия публикуется на Хедхантере, откликов крайне мало, необходимо разобраться в причинах неудачи при поиске специалиста. Отсутствие откликов может не зависеть от качества объявления о найме, его причиной […]
ПодробнееКейс: консультация по подбору персонала, анализ и коррекция вакансии на hh.ru
Запрос на консультацию по подбору персонала Пришел по Whatsapp и был сформулирован следующим образом: Мы ищем логиста на удаленную работу https://hh.ru/vacancy/***** Занимаемся перевозкой газонов, основная задача сотрудника это оперативно искать транспорт и контролировать водителей на пути. Оплата складывается из фиксированной части и процента от сделок Сталкиваемся с проблемой, что откликаются без опыта или не умеют […]
ПодробнееЧек-лист для аудита вакансии — проверяем по 12 пунктам с HR-ПРАКТИКА
Про идею подготовки чека-листа для анализа вакансии После очередного разбора текста вакансии, предоставленного слушателями курса по подбору персонала и совместной подготовки «правильного» варианта текста с устными пояснениями и комментариями, решил закрепить используемую методологию анализа в виде чек-листа. Пока в вольном изложении, возможно, следующие редакции чек -листа будут содержать готовые формулировки из удачных текстов и ссылки […]
ПодробнееКейс с разбором ошибок в объявлении о найме на Avito
Пролог Учиться лучше на реальных примерах и чужих ошибках, поэтому в этом кейсе мы разберем уже опубликованное объявление о найме автослесаря (см. скриншот ниже). Авторы объявления были разочарованы почти полным отсутствием откликов несмотря на то, что не пожалели ни времени на максимально подробное описание вакансии, ни денег на VIP-размещение вакансии на первой странице поисковой выдачи по […]
ПодробнееHR-маркетинг при подборе персонала: 5P в теории и на практике
HR-маркетинг и теория маркетинг-микса 5P Подбор персонала логично описывается маркетинговой теорией, согласно которой маркетинговые мероприятия реализуются в контексте 5 компонентов — product, price, place, promotion, people. Используя такой подход, любую вакансию можно рассматривать как продукт, который компания выводит на рынок труда силами штатных «маркетологов» — специалистов по управлению персоналом. Разберем все 5P в той последовательности, […]
Подробнее40 причин, по которым соискателей не приглашают на интервью
Почему неприятно, когда не приглашают на интервью Ситуация, когда соискатель отправляет резюме на вакансию, будучи уверенным в том, что его обязательно пригласят, а работодатель «молчит», вызывает дискомфорт своей неопределенностью, поэтому соискатель пытается найти причину, по которой работодатель не просматривает отклик или много раз просматривает, но на интервью не приглашает и даже не звонит. Про то, что […]
ПодробнееКак рассчитать стоимость подбора персонала калькулятором от HR-ПРАКТИКА: прямые и косвенные затраты, статьи расходов
7 задач, для решения которых стоит рассчитывать затраты на подбор персонала Расчет затрат на подбор персонала с учетом всех прямых и косвенных расходов может быть необходим при решении следующих задач: 1. У нас нет сотрудника, нужно его нанять Стоит заранее узнать, в какую сумму нам обойдется его подбор и найм. 2. Сотрудник у нас есть, […]
Подробнее7 способов отказать соискателю от HR-ПРАКТИКА
Почему нелегко отказывать и получать отказ Потому что это неприятно. Неприятно получать отказ и трудно отказывать, особенно когда нелегко объяснить причину отказа. Выбор одних людей другими по умолчанию субъективен и часто необъясним, о чем я уже писал в Кейсе про субъективность решения о найме. Причиной отказа чаще всего является расплывчатая оценка «не понравился», основанием для […]
Подробнее6 кейсов про хедхантинг от HR-ПРАКТИКА
Про headhunting Cлово headhunting звучит таинственно и завораживающе. Некоторые специалисты с гордостью именуют себя хедхантерами в профилях в социальных сетях, многие наниматели искренне верят в истории о том, как добытые «охотниками» чудо-головы достигали запредельных высот в развитии бизнеса. Принято считать, что headhunting — дорогое, но эффективное средство для решения сложных бизнес-задач, справиться с которыми не […]
ПодробнееКак рекрутеры рассматривают резюме на HH.ru — 8 скриншотов от HR-ПРАКТИКА
Пролог Каждый соискатель, откликавшийся на вакансию, размещенную на HH.ru, задавался вопросом — просмотрел ли потенциальный работодатель его отклик, принял ли какое-либо решение по его кандидатуре. Заглянуть «на ту сторону» невозможно, получить ответ на вопрос «почему не открыли мое резюме, ведь я полностью соответствую заявленным требованиям» редко кому удается. Для тех, у кого нет знакомых рекрутеров, […]
ПодробнееКак составить худшее объявление о найме — 8 вредных советов от HR-ПРАКТИКА
Про вредные советы и составление объявления о найме Описание вакансии — это рекламное объявление, к которому предъявляются те же требования, что и к рекламным текстам в любой другой сфере — соответствие поисковым запросам целевой аудитории, ясность, лаконичность, понятность, достоверность, отсутствие грамматических, орфографических и речевых ошибок. Но если бегло просмотреть десяток объявлений о найме, вы обнаружите, […]
ПодробнееСкрипты для подбора персонала: примеры, сценарии очного и телефонного собеседования
Про скрипты при подборе персонала Готовые фразы и продуманный сценарий разговора решают сразу несколько задач. Во-первых, минимизируются риски того, что во время интервью что-то «забыли спросить», задали «не те вопросы» и получили на них неинформативные ответы. Во-вторых, сокращаются непродуктивные затраты времени на интервью. В-третьих, скрипты нивелируют влияние профессионального опыта и речевой культуры сотрудников службы персонала […]
ПодробнееКак составить лучшее объявление о найме — рецепт от HR-ПРАКТИКА
До начала работы над описанием вакансии Трезво оцените ваши копирайтерские навыки. Если вы не профессиональный копирайтер, который зарабатывает написанием рекламных текстов и статей, лучшее объявление о найме вы с ходу не напишете. Не стоит забывать о том, что объявление о найме — это реклама, которая формирует представление не только о профессиональном уровне специалистов, которым доверили представлять […]
Подробнее70 компетенций рекрутёра или чему учить специалиста по подбору персонала
Сложно ли научиться подбирать персонал Многим кажется, что работа специалиста по подбору персонала проста — достаточно научиться размещать вакансии на работных сайтах, разбирать резюме и обзванивать соискателей — и уже можно считать себя рекрутером. Нередко приходится сталкиваться с тем, что специалисты по подбору персонала гордо заявляют, что в своей сфере деятельности им учиться нечему. Так […]
Подробнее100 советов для рекрутеров от HR-ПРАКТИКА
Пролог Для удобства восприятия 100 советов для рекрутеров я разделил на 4 группы. Как публиковать объявления о найме — где, как, зачем и почем размещать вакансии. Как эффективно использовать базы резюме — про поиск по базам резюме, технику поиска, оптимизацию затрат, работу с контактами. Как искать персонал в социальных сетях — и каких результатов поиска […]
ПодробнееБывает ли объективной оценка компетенций
Кто первым оценил компетенции Мы постоянно оцениваем окружающих нас людей, не придавая этому действию особого значения. Не задумываясь, каждый из нас вкладывает свой собственный смысл в понятия, описывающие способности и личные качества и оценивает их по собственной шкале. Проявляемые в поведении способности и личные качества нередко называют компетенциями. Компетенции появились в тот момент, когда человек […]
ПодробнееКак рассчитать среднерыночный размер заработной платы — про зарплатный калькулятор от HR-ПРАКТИКА
Что рассчитывает и для чего используется зарплатный калькулятор Зарплатный калькулятор используется для оценки конкурентоспособности предложения компании при планировании подбора персонала или пересмотре размера заработной платы, с его помощью можно оценить рыночную стоимость конкретного сотрудника или соискателя. Зарплатный калькулятор рассчитывает среднерыночный размер заработной платы, максимальное и минимальное предложения, верхний и нижний квартили массива зарплатных предложений (+/- 25% […]
Подробнее9 причин не использовать психологические тесты при подборе персонала
Когда в России начали тестировать соискателей Увлечение применением психологических тестов при подборе персонала в частных компаниях возникло в начале 90-х годов, когда отбирать соискателей по наличию опыта работы и специального образования было невозможно — все только начинали карьеру в условиях рыночной экономики, поэтому определять, станет ли вчерашний инженер НИИ успешным менеджером по продажам, приходилось […]
ПодробнееКак оценить стоимость должности на рынке труда — логика и инструменты HR-ПРАКТИКА
Когда нужно оценить стоимость должности на рынке труда Когда вводится новая должность, когда сотрудник просит прибавку к зарплате, когда наблюдается нежелательная текучесть персонала или сложности с комплектованием штата. Оценка предполагает сравнение действующего размера заработной платы с предложениями других работодателей — для сравнения нам нужно рассчитать среднерыночный размер заработной платы. Это очень важная задача, так как […]
ПодробнееКейс — иллюстрация субъективности решения о найме
Как принимается решение о найме Логику решения о найме часто невозможно понять и объяснить. Когда отчаявшийся из-за отказов соискатель просит об обратной связи — «Пожалуйста, скажите что со мной не так», ему стараются дать тактичный, но неинформативный ответ. И не потому, что ему не хотят помочь — часто назвать причины, по которым «понравился» или «не […]
ПодробнееПодбор персонала в 1990-е и 2020-е: что изменилось 30 лет спустя
Каким был подбор персонала в 1990-е Где размещались объявления о найме Вакансии публиковались в специализированных газетах «Работа для Вас», «Вакансия», «Биржа труда» и в газетах для публикации частных объявлений «Из рук в руки» и «Все для Вас». Стоимость объявлений в газетах зависела от их размера и типа (текст с простым или полужирным шрифтом, в рамке, […]
ПодробнееКейс про отзывы о работодателе или 9 способов правильно работать с отзывами работников
Кейс про негативные отзывы работников Руководитель компании, для которой мы подбирали персонал, пожаловался на то, что соискатели во время интервью часто задают вопросы, почему в сети много негативных отзывов от бывших работников. Оказалось, что на 1-й позиции поисковой выдачи по запросу с названием компании находился её сайт, а позиции со 2-й по 10-ю занимали сайты-«отзовики» […]
Подробнее