Вводная для аудита объявления о найме
Химическое производство находится в небольшом городе, требуется сотрудник со специфическим опытом и специальным образованием, компания готова нанять соискателя, проживающего в другом регионе. Вакансия публикуется на Хедхантере, откликов крайне мало, необходимо разобраться в причинах неудачи при поиске специалиста.
Отсутствие откликов может не зависеть от качества объявления о найме, его причиной может быть дефицит на рынке труда специалистов, соответствующих требованиям нанимателя, но в этом кейсе анализ рынка труда описывать не буду — ограничусь аудитом объявления о найме.
Итак, вот как выглядело объявление о найме на hh.ru.
Ведущий инженер технологической лаборатории
з/п не указана
Требуемый опыт работы: более 6 лет
Полная занятость, полный день
Обязанности:
— руководство работами в лаборатории в области производства карбамидоформальдегидных и меламинокарбамидоформальдегидных смол. Ответственный исполнитель научно-исследовательских и обследовательских программ.
Требования:
— образование высшее по специальности «химия», «химическая технология неорганических веществ», «химическая технология органических веществ», «технология лесозаготовительных и деревоперерабатывающих производств»;
— опыт работы не менее 5 лет в области производства и применения карбамидоформальдегидных и меламинокарбамидоформальдегидных смол;
— знания в области синтеза, требований к качеству в зависимости от области применения КФС, МКФС, метанола, формалина;
— методики измерения показателей качества вышеперечисленных веществ и сырья, полупродуктов для их получения;
— компьютерные навыки – продвинутый пользователь
Условия:
— оформление по ТК РФ;
— стабильная конкурентная заработная плата;
— социальный пакет
Порядок проведения аудита
Текст объявления проверялся на наличие в нем явных и неявных недочетов, которые могут влиять на количество и качество откликов.
Части текста, к которым были замечания, нумеровалась и выделялись красным, в заключении по итогам аудита каждое замечание пояснялось, давались рекомендации по устранению выявленных недостатков.
Вот как выглядел текст после аудита.
1 — Ведущий инженер технологической лаборатории
2 — з/п не указана
Полная занятость, полный день
Обязанности:
— руководство работами в лаборатории в области производства карбамидоформальдегидных и меламинокарбамидоформальдегидных смол. Ответственный исполнитель научно-исследовательских и 4 — обследовательских программ.
Требования:
— образование высшее по специальности «химия», «химическая технология неорганических веществ», «химическая технология органических веществ», «технология лесозаготовительных и деревоперерабатывающих производств»;
5 — опыт работы не менее 5 лет в области производства и применения карбамидоформальдегидных и меламинокарбамидоформальдегидных смол;
6 — знания в области синтеза, требований к качеству в зависимости от области применения КФС, МКФС, метанола, формалина;
7 — методики измерения показателей качества вышеперечисленных веществ и сырья, полупродуктов для их получения;
8 — компьютерные навыки – продвинутый пользователь
9 Условия:
— оформление по ТК РФ;
— стабильная конкурентная заработная плата;
— социальный пакет
Заключение по итогам аудита
Замечание 1
Неудачно выбрано название вакансии. Как следует из текста объявления, предприятию нужен специалист-химик, но в названии вакансии («ведущий инженер технологической лаборатории») слово «химия» отсутствует. Проверить, есть ли ошибка, несложно — в поисковую строку Хедхантера я ввел корень «хими» и просмотрел выдачу вакансий. Предположение подтвердилось — работодатели в большинстве случаев используют слова «химик» и «химический» в названии вакансий для специалистов такого профиля. На всякий случай я проверил, правы ли они, запросив выдачу резюме по корню «хими». Оказалось, соискатели с профильным опытом также упоминают слово «химия» в названии резюме. Логично предположить, что в первую очередь они ищут вакансии со словами «химик» или «химический» в названии.
Рекомендация: переформулировать название вакансии так, чтобы в нем было слова «химик» или «химический». Тогда объявление будет адресовано «целевой аудитории» — инженерам-химикам.
Подробно про выбор названия вакансии я уже писал в статьях:
Кейс про оценку стоимости «редкой» должности
Как составить лучшее объявление о найме
7 вредных советов от HR-ПРАКТИКА
Замечание 2
В объявлении не указан размер заработной платы. Кто-то не считает это ошибкой, но объявления с конкурентоспособной заработной платой собирают больше откликов, чем с формулировкой «з/п не указана». Конечно, любому работодателю хочется выгодно нанять работника, рассчитывая, что заявленные соискателем запросы окажутся ниже ожидаемых работодателем, но эффективности поиска отсутствие в объявлении размера заработной платы точно не способствует. Указание сумм «от», «до» или «от» и «до» не мешает торговаться с соискателем, а понимание того, каким должно быть оптимальное предложение, необходимо для ведения переговоров о найме.
Рекомендация: сделать анализ рынка труда, оценить «стоимость» должности, указать заработную плату в объявлении о найме.
Как оценивать «стоимость должности и соискателя на рынке труда, как вести переговоры о заработной плате читайте в статьях
Как оценить стоимость должности на рынке труда
10 способов решить, сколько платить сотруднику
Как сделать обзор заработных плат за 60 секунд
Зарплатный калькулятор от HR-ПРАКТИКА
Как договариваться о заработной плате — рекомендации для работодателей
Как рассчитывается рыночная стоимость соискателя или сотрудника
Курс «Специалист по подбору персонала»
Замечание 3
Замечание несущественное, скорее всего соискатели на этот недочет вряд ли обратят внимание, но все-таки — зачем указывать «Требуемый опыт работы: более 6 лет». Работодатель уверен, что тем, чей опыт насчитывает пять или пять с половиной лет откликаться не стоит? И зачем требовать опыт более 6 лет в начале объявления, а потом 5 лет в середине?
Рекомендация: убрать требование к опыту работы в этом разделе.
О возможных последствиях ошибок в требованиях к соискателям можно прочитать в статьях
15 причин, по которым не откликаются соискатели
5 причин неадекватных требований к соискателям
Замечание 4
Возможно, прилагательное «обследовательский» является специфическим профессиональным термином, но в том языке, на котором мы разговариваем, такого слова нет. Любые ошибки в описании вакансии (опечатки, орфографические, речевые, смысловые и синтаксические) — быстрый и надежный способ испортить впечатление как о предприятии, так и об авторе объявления о найме, на рассмотрение к которому попадет отклик соискателя. Нелишним будет также сделать более осмысленным оба предложения, описывающие содержание работы — они не очень удачны как по смыслу, так и с точки зрения конструкции предложения и сочетания слов.
Рекомендация: проработать текст, исключить ошибки.
Самый последний материал, посвященный тому, как избежать таких ошибок — Как составить лучшее объявление о найме
Замечание 5
Даже если руководитель, которому требуется искомый специалист, заявил требование «опыт работы не менее 5 лет», он вряд ли сможет связно объяснить, почему опыт должен быть обязательно не менее 5 лет, а не 4 или не 4,5. Ничего, кроме необоснованного завышения требования к соискателям это словосочетание тексту объявления не дает. Если его убрать, на объявление откликнутся все соискатели с профильным образованием и опытом работы, а не только соискатели с опытом более 5 лет или те, кому хватило смелости проигнорировать заявленные работодателем требования к опыту работы.
Рекомендация: убрать из объявления фразу «опыт работы не менее 5 лет».
Замечание 6
Количество строк в объявлении о найме не должно превышать 7-9 — в этом объявлении это правило соблюдается. Никто не запретит рекрутеру сочинить полстраницы зажигательного текста, но делать этого не стоит. Пользователи интернет-ресурсов, открывающие страницу с контентом, текст просматривают, а не читают, рассчитывать на то, что они будут искать самое важное в объемном тексте, не стоит. Каждая строка в объявлении о найме должна «работать» и быть информативной. Если слова и фразы можно убрать без потери смысла, и текст от этого только выиграет, нужно обязательно это сделать. В объявлении, которое мы рассматривали, строка со словами «в области применения КФС и МКФС» по смыслу на 80% повторяет предыдущую (отличие лишь в том, что длинные слова заменены аббревиатурами). Вопрос автору объявления — зачем нужно это предложение?
Рекомендация: проверить, несет ли выделенное предложение важную смысловую нагрузку, если нет — удалить его из текста.
Замечание 7
Строка раздела «Требования» содержит фразу «методики измерения показателей качества вышеперечисленных веществ и сырья, полупродуктов для их получения». Со смысловой точки зрения фраза сомнительна, с точки зрения важности и информативности — тоже. Да и нелогично — не может специалист-химик с профильным опытом и образованием не иметь технических навыков, о которых идет речь в этом предложении.
Рекомендации: удалить указанную фразу из текста объявления.
Замечание 8
Риторический вопрос — зачем здесь это требование? Для увеличения количества знаков в тексте?
Рекомендация: убрать фразу — «компьютерные навыки — продвинутый пользователь».
Замечание 9
Компания готова нанимать специалистов из других городов и регионов, но в разделе «Условия» не только не говорится о готовности создавать условия для работы тем, кто приедет работать на предприятие из другого региона, но нет даже упоминания о том, что работодатель готов рассматривать отклики соискателей из других городов. Вряд ли можно считать информативным и привлекательным предложение «оформления по ТК РФ», » стабильную конкурентную заработную плату» и «социальный пакет». В разделе «Условия» можно было бы написать одно-два предложения с привлекательной характеристикой работодателя (например, «Работодатель — крупная производственная компания — производитель ……..), но эта возможность не использована.
Рекомендация: удалить неинформативные словосочетания из раздела «Условия», разместить в этом разделе краткую информацию о компании, указать на готовность рассматривать кандидатов на занятие вакантной должности из других городов, описать условия релокации, возможно, указать режим и место работы.
Можно еще раз проверить ваше объявление о найме, воспользовавшись рекомендациями из статьи 100 советов для рекрутеров
Онлайн-курс «Методы и технологии подбора персонала»
Резюме
Пример выбран типичный, похожие ошибки встречаются в тысячах объявлений о найме.
Избежать их несложно — нужно серьезно относиться к описанию вакансий. Объявление о найме — эффективный инструмент поиска, если каждое слово в нем выверено и адресовано «целевой аудитории».
Буду рад, если описанный в этой статье кейс поможет вам повысить привлекательность ваших вакансий и результативность подбора.
Всем успехов в подборе и интересных задач!
Подписывайтесь и получайте анонсы свежих статей
Поделитесь ссылкой на статью с друзьями и коллегами