Во что верить тем, для кого важен карьерный рост Если верить посылам карьерных коучей и консультантов, подавляющее большинство руководящих должностей должно быть занято умными и образованными людьми, имеющими отличные управленческие навыки и безупречные моральные качества. Вы и правда в это верите? Добро далеко не всегда побеждает зло, и руководителями нередко становятся ленивые, изворотливые и преданные, […]
ПодробнееHR-БЛОГ
HR-блог HR-ПРАКТИКА — это полезные и интересные статьи для HR, С&B, T&D специалистов, кадровиков, экономистов, нормировщиков и руководителей — кейсы, обзоры, рекомендации, оригинальные решения задач управления персоналом, авторские методики и инструменты, материалы для соискателей и работников
Про лучший опросник для оценки лояльности — из опыта HR-ПРАКТИКА

Про оценку лояльности и удовлетворенность сотрудников работой в компании В контексте этой статьи термин «лояльность» означает степень удовлетворенности сотрудника значимыми для него аспектами работы в компании. Отсутствие лояльности означает настолько низкий уровень удовлетворенности, при котором сотрудник стремится покинуть компанию. Если мы стремимся измерить уровень удовлетворенности и повысить лояльность, то описанный ниже опросник вполне подойдет для […]
Подробнее60 способов снизить затраты на персонал — обзор от HR-ПРАКТИКА

Как снизить затраты на персонал Это вопрос нередко задается специалистам по управлению персоналом, и экономистам, и юристам, и руководителям, но единственно правильного ответа на него не существует. У каждого из перечисленных в этом обзоре способов снижения затрат на персонал есть плюсы, минусы и ограничения, связанные как с законодательными ограничениями, так и со спецификой управления людскими […]
Подробнее100 советов для рекрутеров от HR-ПРАКТИКА

Пролог Для удобства восприятия 100 советов для рекрутеров я разделил на 4 группы. Как публиковать объявления о найме — где, как, зачем и почем размещать вакансии. Как эффективно использовать базы резюме — про поиск по базам резюме, технику поиска, оптимизацию затрат, работу с контактами. Как искать персонал в социальных сетях — и каких результатов поиска […]
ПодробнееПро корпоративные стандарты как элемент корпоративной культуры — 4 примера от HR-ПРАКТИКА

В чем проявляется корпоративная культура компании Очевидно, в поведении ее сотрудников. Если сервис компании или работа в ней оставили позитивные впечатления, впечатление о корпоративной культуре компании будет позитивным. Если вам нагрубили, оказали некачественную услугу, продали бракованный товар, обманули или отказались вам помочь — вы будете считать частью культуры этой компании неуважительное отношение к клиентам и/или […]
ПодробнееБывает ли объективной оценка компетенций

Кто первым оценил компетенции Мы постоянно оцениваем окружающих нас людей, не придавая этому действию особого значения. Не задумываясь, каждый из нас вкладывает свой собственный смысл в понятия, описывающие способности и личные качества и оценивает их по собственной шкале. Проявляемые в поведении способности и личные качества нередко называют компетенциями. Компетенции появились в тот момент, когда человек […]
ПодробнееКак рассчитать среднерыночный размер заработной платы — про зарплатный калькулятор от HR-ПРАКТИКА

Что рассчитывает и для чего используется зарплатный калькулятор Зарплатный калькулятор используется для оценки конкурентоспособности предложения компании при планировании подбора персонала или пересмотре размера заработной платы, с его помощью можно оценить рыночную стоимость конкретного сотрудника или соискателя. Зарплатный калькулятор рассчитывает среднерыночный размер заработной платы, максимальное и минимальное предложения, верхний и нижний квартили массива зарплатных предложений (+/- 25% […]
Подробнее18 техник для снятия эмоционального напряжения

Про техники для снятия эмоционального напряжения Условно их можно разделить на техники, позволяющие человеку регулировать свое собственное эмоциональное состояние, и техники снятия эмоционального напряжения при избытке эмоций или проявлении агрессии со стороны собеседника. Сегодня речь пойдет о последних. Владение ими во многом определяет нашу способность справляться со сложными ситуациями не только в рабочей обстановке, но […]
ПодробнееКейс про увольнение директора по персоналу или как заработать 3 млн за один день

История от первого лица В штате производственной компании XXX, в которой я трудилась 5 лет, работают 2500 сотрудников — центральный офис и полтора десятка региональных производственно-коммерческих подразделений. Мне были подчинены сотрудники службы персонала центрального офиса и специалисты по управлению персоналом в регионах. Работы много – на мне были и автоматизация кадрового делопроизводства, и организация подбора персонала, […]
Подробнее25 техник и инструментов, которым стоит учить руководителей

Чему стоит учить руководителей Условно необходимый руководителю инструментарий можно разделить на 4 группы Первая — техники управления, посредством применения которых осуществляется управление персоналом. Вторая — техники, обеспечивающие эффективную коммуникацию — владение ими необходимо тем, успешность чьей работы напрямую зависит от эффективного взаимодействия с другими людьми. Третья — специальные знания и навыки, необходимые для эффективного управления […]
Подробнее9 причин не использовать психологические тесты при подборе персонала

Когда в России начали тестировать соискателей Увлечение применением психологических тестов при подборе персонала в частных компаниях возникло в начале 90-х годов, когда отбирать соискателей по наличию опыта работы и специального образования было невозможно — все только начинали карьеру в условиях рыночной экономики, поэтому определять, станет ли вчерашний инженер НИИ успешным менеджером по продажам, приходилось […]
ПодробнееСкрипты для подбора персонала: примеры, сценарии очного и телефонного собеседования

Про скрипты при подборе персонала Готовые фразы и продуманный сценарий разговора решают сразу несколько задач. Во-первых, минимизируются риски того, что во время интервью что-то «забыли спросить», задали «не те вопросы» и получили на них неинформативные ответы. Во-вторых, сокращаются непродуктивные затраты времени на интервью. В-третьих, скрипты нивелируют влияние профессионального опыта и речевой культуры сотрудников службы персонала […]
Подробнее12 принципов расчета численности персонала от HR-ПРАКТИКА

Расчет численности персонала — непростая задача. Чтобы хорошо разбираться в теме, полезно почитать литературу по экономике и нормированию труда, но, если у вас нет на это времени, можно для начала познакомиться с несколькими принципами расчета численности персонала, основанными на «классической» теории нормирования труда. Чтобы не пугать вас сложными формулами, проиллюстрирую применение принципов наглядными примерами. Принцип […]
ПодробнееПро оценку соискателей и работников — кого, как и зачем оценивать

Про оценку соискателей и работников Нанимая персонал, мы оцениваем соискателей, для решения задач управления персоналом оцениваем сотрудников. Методы оценки первых и вторых отличаются, но сам механизм оценки универсален — тот, кто оценивает, принимает решение на основе имеющегося опыта — того, что он видел, слышал или чувствовал. Проще оценивать сотрудников, которых мы видим ежедневно — накапливаемая […]
ПодробнееКак оценить стоимость должности на рынке труда — логика и инструменты HR-ПРАКТИКА

Когда нужно оценить стоимость должности на рынке труда Когда вводится новая должность, когда сотрудник просит прибавку к зарплате, когда наблюдается нежелательная текучесть персонала или сложности с комплектованием штата. Оценка предполагает сравнение действующего размера заработной платы с предложениями других работодателей — для сравнения нам нужно рассчитать среднерыночный размер заработной платы. Это очень важная задача, так как […]
ПодробнееКейс — иллюстрация субъективности решения о найме

Как принимается решение о найме Логику решения о найме часто невозможно понять и объяснить. Когда отчаявшийся из-за отказов соискатель просит об обратной связи — «Пожалуйста, скажите что со мной не так», ему стараются дать тактичный, но неинформативный ответ. И не потому, что ему не хотят помочь — часто назвать причины, по которым «понравился» или «не […]
Подробнее8 вопросов и ответов про корпоратив от HR-ПРАКТИКА

Почему корпоратив называют корпоративом Нерабочую встречу, на которой коллеги по работе выпивают, кушают и развлекаются, правильнее назвать корпоративной вечеринкой, по-английски она так и называется — сorporate party Но в русском переводе «вечеринка» звучит легкомысленно, а с тяжеловесным словом «мероприятие» не очень сочетаются алкоголь и вечерние платья. Вот и придумали слово «корпоратив» — солидное и […]
ПодробнееАнтикейс про расчет численности отдела персонала

Расчет численности как антикейс Кейс — это описание решения задачи, с которой кто-то успешно справился. В кейсе разбираются возникшие в процессе решения трудности и логика их преодоления. Антикейс, как вы уже догадались, это когда все происходит с точностью до наоборот — задача не решена, неудачная попытка ее решить привела к негативным последствиям. В жизни такое […]
ПодробнееПодбор персонала в 1990-е и 2020-е: что изменилось 30 лет спустя

Каким был подбор персонала в 1990-е Где размещались объявления о найме Вакансии публиковались в специализированных газетах «Работа для Вас», «Вакансия», «Биржа труда» и в газетах для публикации частных объявлений «Из рук в руки» и «Все для Вас». Стоимость объявлений в газетах зависела от их размера и типа (текст с простым или полужирным шрифтом, в рамке, […]
Подробнее7 способов сделать кадровый аудит — обзор от HR-ПРАКТИКА

Что такое кадровый аудит Это проверка того, как организация исполняет требования обязательных для исполнения норм трудового права. Проверке подлежат локальные нормативные акты и кадровые документы — их наличие, содержание, наличие подписей должностных лиц и работников, корректность кадровых процедур. Выявление нарушений надзорным органом Роструда в большинстве случае грозит штрафами, поэтому проведение кадрового аудита — важная и […]
ПодробнееЧто такое трудовое право и как с ним работать — 10 советов от HR-ПРАКТИКА

Что такое трудовое право Под трудовым правом стоит понимать перечень документов, которые в Трудовом Кодексе упоминаются как «трудовое законодательство и иные нормативно правовые акты, содержащие нормы трудового права». Ранее, до эпохи чек-листов, Роструд поддерживал на своем сайте актуальный Перечень правовых актов, содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при проведении мероприятий по контролю (надзору), осуществляемых Федеральной службой по труду и […]
ПодробнееУчить нельзя уволить — про 5 задач, которые решаются обучением и развитием сотрудников

Когда стоит обучать сотрудников У каждого руководителя подразделения есть задачи и цели, достижение которых он должен обеспечить с помощью вверенных ему людских ресурсов. Если опыт, знания и навыки подчиненных позволяют подразделению успешно справляться с поставленными задачами — отлично. Но иногда необходимые компетенции у сотрудников отсутствуют, и миссия становится невыполнима. Те, кто играл в компьютерные игры, […]
Подробнее5 причин, по которым в управлении персоналом принято шаманить

Что такое «шаманить» Шаманить — это зарабатывать двумя распространенными шаманскими способами: Способ 1: выдавать за тайное и непостижимое знание понятные на уровне здравого смысла решения простых задач; Способ 2: продвигать и продавать ультрасовременные и мегаэффективные технологии, освоение которых якобы наделяет владеющего ими индивида магической силой. Проще выражаясь, «шаманить» — это морочить голову неспециалистам и даже […]
ПодробнееКейс про отзывы о работодателе или 9 способов правильно работать с отзывами работников

Кейс про негативные отзывы работников Руководитель компании, для которой мы подбирали персонал, пожаловался на то, что соискатели во время интервью часто задают вопросы, почему в сети много негативных отзывов от бывших работников. Оказалось, что на 1-й позиции поисковой выдачи по запросу с названием компании находился её сайт, а позиции со 2-й по 10-ю занимали сайты-«отзовики» […]
Подробнее6 причин, по которым базы резюме не нужны работодателям

Мы внесем Ваше резюме в нашу базу… «Спасибо за Ваше резюме. Мы внесем его в нашу базу, в случае появления вакансий, соответствующих Вашему опыту и квалификации, обязательно с Вами свяжемся». Специалисты по подбору персонала часто произносят эту фразу. Проще сказать неправду, чем объяснить, почему база резюме, куда соискатели стремятся попасть, не существует. На это есть […]
Подробнее