25 техник и инструментов, которым стоит учить руководителей

25 техник и инструментов для руководителей

Чему стоит учить руководителей

Условно необходимый руководителю инструментарий можно разделить на 4 группы

Первая — техники управления, посредством применения которых осуществляется управление персоналом.

Вторая — техники, обеспечивающие эффективную коммуникацию — владение ими необходимо тем, успешность чьей работы напрямую зависит от эффективного взаимодействия с другими людьми.  

Третья — специальные знания и навыки, необходимые для эффективного управления персоналом — методы расчета численности персонала, практика применения трудового права, управление фондом оплаты труда.

Четвертая — техники личной эффективности — техники управления временем и стрессом.

Ниже перечислю те техники и инструменты, которым, я полагаю, стоит учить руководителей и приведу аргументы, почему, на мой взгляд, эти знания и навыки влияют на эффективность управления персоналом.

25 техник и инструментов, необходимых руководителю

1. Постановка задач

Без нее процесс управления не запустить. Важно понимать не только то, какой уровень детализации необходим для корректной постановки задач, но и то, как оценивать исполнителей, чтобы получить желаемый результат.

2. Контроль

Позволяет добиться того,  чтобы поставленные исполнителям задачи были решены в срок и с надлежащим качеством. Для того чтобы иметь возможность оперативно вмешаться в процесс, если что-то пойдет не так, как планировалось, нужно уметь выбирать оптимальные и эффективные инструменты контроля.

3. Обратная связь

Независимо от того, решены задачи или нет, нужно уметь корректно сообщить о результатах и добиться достижения поставленных целей. К сожалению, это под силу не всем руководителям.

4. Расчет численности и определение оптимального должностного состава

Для решения поставленных задач руководитель должен понимать, достаточными ли людскими ресурсами он располагает. Без владения инструментами для расчета численности и определения оптимального должностного состава велик риск нерационального использования людских ресурсов.

5.  Корректировка поведения

К сожалению, неисполнительность. безынициативность, лень, безответственность и прочие проявления не устраивающего руководителя поведения подчиненных можно ликвидировать исключительно посредством самостоятельной, сознательной и волевой работы над своим поведением носителей нежелательных качеств. Запустить это процесс и добиться ожидаемого результата можно, владея техникой корректировки поведения. 

6. Разработка систем оплаты труда

Несмотря на то, что система оплаты труда лишь один из инструментов управления персоналом, его стоит освоить и применять по назначению. Незнание противопоказаний и показаний к применению систем оплаты труда нередко приводит к серьезным управленческим ошибкам. 

7. Определение оптимального размера заработной платы

Тратить бюджет на оплату труда нужно рационально — чтобы не переплачивать и не недоплачивать, руководитель должен уметь оценивать как «рыночную стоимость» должности, так и стоимость отдельного сотрудника или соискателя.

8. Оценка мотивации

В компаниях работают разные люди, у них могут быть разные мотивы и интересы. Тому, как оценивать мотивацию и как использовать полученную оценку в управленческой деятельности, конечно, стоит учиться.

9. Оценка

Инструмент, без использования которого управленческая деятельность невозможна — при подборе персонала оценивают соискателей, при выборе исполнителя оценивают сотрудников, без оценки не обходится ни контроль, ни обратная связь. Оценка по определению субъективна, поэтому стоит знать методы повышения ее эффективности как инструмента управления.

10. Принятие управленческих решений

Вряд ли существуют руководители, неспособные принимать решения,  тем не менее стоит знать, какие техники, алгоритмы и правила позволяют повысить качество управленческих решений.

11. Техника проведения совещаний и мозговых штурмов

У групповой подготовки принимаемых решений группой есть плюсы и минусы так же, как у единоличного принятия решений. Владение техниками организации групповой работы  и способность рационально подходить к организации совещаний — необходимые руководителю компетенции.  

12. Обучение и развитие персонала

Увы, не всем достаются компетентные и способные справиться с любыми задачами сотрудники. Если руководитель не педагог от бога, ему стоит освоить арсенал методов обучения и развития сотрудников и изучить принципы оптимизации затрат на обучение и развитие работников. 

13. Управление изменениями

Изменения не любит никто, даже если они в итоге оказываются к лучшему. Нужно уметь преодолевать сопротивление и добиваться того, чтобы цели нововведений были достигнуты.

14. Техники речевой коммуникации

Речь, по сути, основной канал передачи и получения информации в процессе управления, поэтому во всем, что касается речевой коммуникации, руководитель обязан быть на высоте.

15. Техники неречевой коммуникации

Неречевая или невербальная коммуникация — неотъемлемая часть любого очного общения, включая управление персоналом. Не все инструменты неречевой коммуникации можно сознательно использовать, но иметь представление о том, какие техники эффективны в практике управления, руководителю необходимо. 

16. Техники ведения переговоров

Договариваться приходится с подчиненными, с коллегами, с вышестоящим руководством и с контрагентами — это руководитель тоже должен уметь.  Принципы ведения переговоров просты — их знание и понимание существенно облегчает как подготовку, так и процесс ведения переговоров.

17. Техники снижения эмоционального напряжения в конфликтных ситуациях

Процесс управления персоналом не обходится без конфликтов, при этом захлестывающие участников конфликта эмоции зачастую мешают работе. Руководитель должен умет нормализовывать эмоциональное состояние — свое, коллег и подчиненных.

18. Техники управления конфликтами

Принято относиться к конфликтам негативно, хотя иногда они приносят пользу. Ими можно эффективно управлять, минимизируя негативные последствия конфликта и сохраняя с участники конфликта рабочие отношения. Знание основных принципов и методов разрешения конфликтов существенно упростит руководителю выбор стратегии поведения в конфликтной ситуации. 

19. Практика применения трудового права

Трудовые отношения руководителя с работниками регулируются нормами права — без знания того, как реализуются права и обязанности сторон трудовых отношений и механизмов их реализации эффективно управлять персоналом невозможно. 

20. Методы нормирования труда

Чтобы корректно ставить задачу подчиненным, руководитель должен понимать, какое время займет ее выполнение, а также то, как эффективно организовать работу и минимизировать потери рабочего времени. Для этого он должен иметь как минимум общее представление о методах нормирования труда.  

21. Методы стандартизации

Любое распоряжение, отданное устно, может быть неправильно понято, забыто, проигнорировано или выполнено в такие сроки и с таким качеством, которое исполнитель сочтет приемлемым. Выход — издание документов, устанавливающих правила и порядок выполнения работ — инструкций, положений, регламентов. Знать, какие локальные нормативные акты помогут снизить требования к квалификации и исполнительности подчиненных и сэкономить время на контроле и постановке задач, должен каждый руководитель.  

22. Организационное проектирование

Организационная структура — это та среда, которая определяет эффективность управления организацией. Без понимания основных принципов ее построения и проектирования руководителю будет сложно принимать решения, влияющие на организационное развитие компании.   

23. Управление стрессом

Стресс — неотъемлемая часть деятельности руководителя, чтобы минимизировать негативное влияние стресса на работоспособность, стоит выбрать и использовать удобные для себя техники саморегуляции, или, как минимум, знать, как их применять.

24. Тайм-менеджмент или техники управления временем

Это набор инструментов, позволяющих корректно ставить цели и задачи перед собой и подчиненными, определять приоритеты, правильно планировать и бороться с тем, что сейчас принято называть прокрастинацией — дефицитом времени и отсутствием мотивации к тому, чтобы справиться с множеством стоящих задач.  Владение этими методами позволит руководителю эффективно использовать и свое время, и время подчиненных.

25. Делегирование полномочий

Оно необходимо и как инструмент развития подчиненных, и как способ освободить время руководителя для решения важных и срочных задач. Понимать, как безошибочно использовать этот инструмент, безусловно, очень важно. 

Резюме

Конечно, приведенный в этой статье перечень компетенций руководителя исчерпывающим не является. 

Кроме вышеперечисленного, успешный руководитель должен хорошо разбираться и в бизнес-процессах предприятия предприятия в целом, и отлично знать специфику работы своего подразделения.

На успех управленческой деятельности влияет очень много факторов, так что, оценивая компетенции ваших руководителей по этому перечню, вы легко сможете определить узкие места в их подготовке.

 Успехов в обучении руководителей!

С уважением.

Денис Карандашев Автор: Денис Карандашев

   Перейти в Каталог статей

   Перейти в Каталог программ обучения

   Перейти в Каталог консультационных услуг

Получайте свежие статьи по почте

 

Читайте наши новости

TW   FB   VK   Ln   ОК   INST   MM   Telegram   Yotube   Pin   Zen

 

Поделитесь ссылкой на статью с друзьями и коллегами

Заказать звонок

*Обязательное поле

×