Задача по оптимизации численности и должностного состава Большинством коллег формулируется как необходимость оценить соответствие текущей численности и должностного состава объему работы, выполняемому подразделением, и взять под контроль запросы руководителей на увеличение численности и штата. Тем, кто самостоятельно осилил непростую статью про калькулятор 3.0 или освоил этот инструмент в ходе обучения, задача кажется посильной, но возникает […]
ПодробнееHR инструменты
Авторские инструменты HR-ПРАКТИКА для решения задач управления персоналом — зарплатный калькулятор, калькулятор для расчета численности, инструмент для оценки компетенций, опросник для оценки лояльности, полезные методики и алгоритмы
Калькулятор для расчета численности и загруженности персонала — версия 3.0 2024 года от HR-ПРАКТИКА
Про калькулятор для расчета численности и загруженности персонала Назначение калькулятора — расчет оптимальной численности производственного и непроизводственного персонала и оценка загруженности на основе норм времени, определяемых экспертным методом. Версия 3.0 — результат доработки калькулятора версии 2.0, описание которой можно прочитать в статье Калькулятор для расчета численности 2.0. Логика работы калькулятора подробно описана в статьях про 12 принципов […]
Подробнее12 худших способов уволить работника — обзор от HR-ПРАКТИКА
Как не стоит увольнять Увольнение — самый напряженный и неприятный момент в отношениях работника и работодателя независимо от причин, по которым работник покидает компанию. Узнать о возможных причинах увольнения можно в материале про то, Почему увольняются работники и увольняют работодатели, сейчас же речь пойдёт о тех неприятных ситуациях, когда поведение работодателя при увольнении выходит за рамки деловой […]
ПодробнееКак рассчитать численность службы персонала — 5 способов расчета в обзоре от HR-ПРАКТИКА
Как рассчитывать численность службы персонала Иногда количество сотрудников службы персонала, выполняющих примерно равный объем работы в разных компаниях, отличается в разы. Неудивительно, что многие коллеги задаются вопросом, чем руководствоваться, определяя оптимальную численность и должностной состав службы персонала. Попробую ответить на этот вопрос, используя актуальные нормативные и методические материалы и инструменты. Не стоит рассчитывать, что какой-либо […]
ПодробнееКак разработать номинации и критерии для награждения работников — кейсы из опыта HR-ПРАКТИКА
Как правильно награждать сотрудников и чем отличаются критерии отбора от номинаций награждения Чтобы отобрать достойных награды сотрудников, необходимо сформулировать названия номинаций, в которых «выступают» претенденты на награды, и критерии отбора достойных награды сотрудников. Номинации — это ёмкие и понятные всем работникам компании определения тех значимых успехов, заслуг и достижений, за которые в компании принято награждать. Признанным […]
Подробнее40 причин, по которым соискателей не приглашают на интервью
Почему неприятно, когда не приглашают на интервью Ситуация, когда соискатель отправляет резюме на вакансию, будучи уверенным в том, что его обязательно пригласят, а работодатель «молчит», вызывает дискомфорт своей неопределенностью, поэтому соискатель пытается найти причину, по которой работодатель не просматривает отклик или много раз просматривает, но на интервью не приглашает и даже не звонит. Про то, что […]
ПодробнееКак рассчитать стоимость подбора персонала калькулятором от HR-ПРАКТИКА: прямые и косвенные затраты, статьи расходов
7 задач, для решения которых стоит рассчитывать затраты на подбор персонала Расчет затрат на подбор персонала с учетом всех прямых и косвенных расходов может быть необходим при решении следующих задач: 1. У нас нет сотрудника, нужно его нанять Стоит заранее узнать, в какую сумму нам обойдется его подбор и найм. 2. Сотрудник у нас есть, […]
Подробнее7 способов отказать соискателю от HR-ПРАКТИКА
Почему нелегко отказывать и получать отказ Потому что это неприятно. Неприятно получать отказ и трудно отказывать, особенно когда нелегко объяснить причину отказа. Выбор одних людей другими по умолчанию субъективен и часто необъясним, о чем я уже писал в Кейсе про субъективность решения о найме. Причиной отказа чаще всего является расплывчатая оценка «не понравился», основанием для […]
ПодробнееИдеальный кейс про кадровый резерв
Почему кейс идеальный В этом кейсе описан опыт создания кадрового резерва на одном из крупнейших в России предприятий пищевой отрасли. Не секрет, что успех проектов подготовки кадрового резерва часто существует лишь в воображении HR-специалистов, гордо презентующих их коллегам на профильных конференциях, в то время как линейные руководители проклинают бессмысленность и беспощадность книжных персонал-технологий, не […]
Подробнее6 кейсов про хедхантинг от HR-ПРАКТИКА
Про headhunting Cлово headhunting звучит таинственно и завораживающе. Некоторые специалисты с гордостью именуют себя хедхантерами в профилях в социальных сетях, многие наниматели искренне верят в истории о том, как добытые «охотниками» чудо-головы достигали запредельных высот в развитии бизнеса. Принято считать, что headhunting — дорогое, но эффективное средство для решения сложных бизнес-задач, справиться с которыми не […]
Подробнее12 принципов расчета численности персонала от HR-ПРАКТИКА
Расчет численности персонала — непростая задача. Чтобы хорошо разбираться в теме, полезно почитать литературу по экономике и нормированию труда, но, если у вас нет на это времени, можно для начала в общих чертах познакомиться с несколькими принципами расчета численности персонала, применение большинства которых основано на «классической» теории нормирования труда. Чтобы не пугать вас сложными формулами, […]
ПодробнееКак рекрутеры рассматривают резюме на HH.ru — 8 скриншотов от HR-ПРАКТИКА
Пролог Каждый соискатель, откликавшийся на вакансию, размещенную на HH.ru, задавался вопросом — просмотрел ли потенциальный работодатель его отклик, принял ли какое-либо решение по его кандидатуре. Заглянуть «на ту сторону» невозможно, получить ответ на вопрос «почему не открыли мое резюме, ведь я полностью соответствую заявленным требованиям» редко кому удается. Для тех, у кого нет знакомых рекрутеров, […]
ПодробнееКак составить худшее объявление о найме — 8 вредных советов от HR-ПРАКТИКА
Про вредные советы и составление объявления о найме Описание вакансии — это рекламное объявление, к которому предъявляются те же требования, что и к рекламным текстам в любой другой сфере — соответствие поисковым запросам целевой аудитории, ясность, лаконичность, понятность, достоверность, отсутствие грамматических, орфографических и речевых ошибок. Но если бегло просмотреть десяток объявлений о найме, вы обнаружите, […]
ПодробнееКак составить лучшее объявление о найме — рецепт от HR-ПРАКТИКА
До начала работы над описанием вакансии Трезво оцените ваши копирайтерские навыки. Если вы не профессиональный копирайтер, который зарабатывает написанием рекламных текстов и статей, лучшее объявление о найме вы с ходу не напишете. Не стоит забывать о том, что объявление о найме — это реклама, которая формирует представление не только о профессиональном уровне специалистов, которым доверили представлять […]
ПодробнееПро лучший опросник для оценки лояльности — из опыта HR-ПРАКТИКА
Про оценку лояльности и удовлетворенность сотрудников работой в компании В контексте этой статьи термин «лояльность» означает степень удовлетворенности сотрудника значимыми для него аспектами работы в компании. Отсутствие лояльности означает настолько низкий уровень удовлетворенности, при котором сотрудник стремится покинуть компанию. Если мы стремимся измерить уровень удовлетворенности и повысить лояльность, то описанный ниже опросник вполне подойдет для […]
Подробнее60 способов снизить затраты на персонал — обзор от HR-ПРАКТИКА
Как снизить затраты на персонал Это вопрос нередко задается специалистам по управлению персоналом, и экономистам, и юристам, и руководителям, но единственно правильного ответа на него не существует. У каждого из перечисленных в этом обзоре способов снижения затрат на персонал есть плюсы, минусы и ограничения, связанные как с законодательными ограничениями, так и со спецификой управления людскими […]
Подробнее100 советов для рекрутеров от HR-ПРАКТИКА
Пролог Для удобства восприятия 100 советов для рекрутеров я разделил на 4 группы. Как публиковать объявления о найме — где, как, зачем и почем размещать вакансии. Как эффективно использовать базы резюме — про поиск по базам резюме, технику поиска, оптимизацию затрат, работу с контактами. Как искать персонал в социальных сетях — и каких результатов поиска […]
ПодробнееПро корпоративные стандарты как элемент корпоративной культуры — 4 примера от HR-ПРАКТИКА
В чем проявляется корпоративная культура компании Очевидно, в поведении ее сотрудников. Если сервис компании или работа в ней оставили позитивные впечатления, впечатление о корпоративной культуре компании будет позитивным. Если вам нагрубили, оказали некачественную услугу, продали бракованный товар, обманули или отказались вам помочь — вы будете считать частью культуры этой компании неуважительное отношение к клиентам и/или […]
ПодробнееБывает ли объективной оценка компетенций
Кто первым оценил компетенции Мы постоянно оцениваем окружающих нас людей, не придавая этому действию особого значения. Не задумываясь, каждый из нас вкладывает свой собственный смысл в понятия, описывающие способности и личные качества и оценивает их по собственной шкале. Проявляемые в поведении способности и личные качества нередко называют компетенциями. Компетенции появились в тот момент, когда человек […]
ПодробнееКак рассчитать среднерыночный размер заработной платы — про зарплатный калькулятор от HR-ПРАКТИКА
Что рассчитывает и для чего используется зарплатный калькулятор Зарплатный калькулятор используется для оценки конкурентоспособности предложения компании при планировании подбора персонала или пересмотре размера заработной платы, с его помощью можно оценить рыночную стоимость конкретного сотрудника или соискателя. Зарплатный калькулятор рассчитывает среднерыночный размер заработной платы, максимальное и минимальное предложения, верхний и нижний квартили массива зарплатных предложений (+/- 25% […]
Подробнее18 техник для снятия эмоционального напряжения
Про техники для снятия эмоционального напряжения Условно их можно разделить на техники, позволяющие человеку регулировать свое собственное эмоциональное состояние, и техники снятия эмоционального напряжения при избытке эмоций или проявлении агрессии со стороны собеседника. Сегодня речь пойдет о последних. Владение ими во многом определяет нашу способность справляться со сложными ситуациями не только в рабочей обстановке, но […]
Подробнее9 причин не использовать психологические тесты при подборе персонала
Когда в России начали тестировать соискателей Увлечение применением психологических тестов при подборе персонала в частных компаниях возникло в начале 90-х годов, когда отбирать соискателей по наличию опыта работы и специального образования было невозможно — все только начинали карьеру в условиях рыночной экономики, поэтому определять, станет ли вчерашний инженер НИИ успешным менеджером по продажам, приходилось […]
ПодробнееПро оценку соискателей и работников — кого, как и зачем оценивать
Про оценку соискателей и работников Нанимая персонал, мы оцениваем соискателей, для решения задач управления персоналом оцениваем сотрудников. Методы оценки первых и вторых отличаются, но сам механизм оценки универсален — тот, кто оценивает, принимает решение на основе имеющегося опыта — того, что он видел, слышал или чувствовал. Проще оценивать сотрудников, которых мы видим ежедневно — накапливаемая […]
ПодробнееКак оценить стоимость должности на рынке труда — логика и инструменты HR-ПРАКТИКА
Когда нужно оценить стоимость должности на рынке труда Когда вводится новая должность, когда сотрудник просит прибавку к зарплате, когда наблюдается нежелательная текучесть персонала или сложности с комплектованием штата. Оценка предполагает сравнение действующего размера заработной платы с предложениями других работодателей — для сравнения нам нужно рассчитать среднерыночный размер заработной платы. Это очень важная задача, так как […]
Подробнее8 вопросов и ответов про корпоратив от HR-ПРАКТИКА
Почему корпоратив называют корпоративом Нерабочую встречу, на которой коллеги по работе выпивают, кушают и развлекаются, правильнее назвать корпоративной вечеринкой, по-английски она так и называется — сorporate party Но в русском переводе «вечеринка» звучит легкомысленно, а с тяжеловесным словом «мероприятие» не очень сочетаются алкоголь и вечерние платья. Вот и придумали слово «корпоратив» — солидное и […]
Подробнее