Про вредные советы и составление объявления о найме
Описание вакансии — это рекламное объявление, к которому предъявляются те же требования, что и к рекламным текстам в любой другой сфере — соответствие поисковым запросам целевой аудитории, ясность, лаконичность, понятность, достоверность, отсутствие грамматических, орфографических и речевых ошибок.
Но если бегло просмотреть десяток объявлений о найме, вы обнаружите, что большинство авторов описаний вакансий не задумываются о том, насколько привлекателен адресованный соискателям рекламный текст.
Не буду пытаться советовать профессионалам, как готовить тексты объявлений о найме, сделаю обзор худших, по моему мнению, практик составления описаний вакансий.
Вредные советы по составлению объявлений о найме, возможно, помогут тем, кто готов критично оценивать свою работу.
Вредный совет 1. Публикуйте объявления с нестандартными названиями должностей
Придумайте оригинальное название вакансии, например, «специалист отдела мультимодальных и проектных грузоперевозок» вместо банального «менеджер по логистике».
Это отличный способ избавить себя от потока резюме соискателей, которые упрямо набирают в поисковой строке работного сайта название искомой вакансии «менеджер по логистике».
И неважно, что в поисковой выдаче по этому запросу многие соискатели не увидят вашу вакансию — вам не нужны сотрудники, которые не ценят ваш креатив и не способны найти по-настоящему оригинальное объявление о найме.
11 программ обучения специалистов по подбору персонала
Вредный совет 2. Публикуйте объявления, в которых название вакансии не соответствует содержанию работы
Это отличный способ «спрятать» свою вакансию от тех, кто хотел и мог бы на нее откликнуться.
Чтобы повысить привлекательность объявления о найме менеджера по продажам можно назвать маркетологом, специалиста по телефонным продажам — диспетчером, специалиста по закупкам — юристом.
И не стоит задумываться о том, что объявление привлечет не тех соискателей, которые вам нужны, а те, кто вам нужен, не поймут, что объявление адресовано им.
Вероятность того, что маркетолог соблазнится вакансией, где слово «маркетинг» встречается только в названии, а из текста описания содержания работы ясно, что речь идет о другой работе, невелика.
Зато он точно помянет вас и вашу компанию нехорошим словом, когда сообразит, что его пытаются обмануть.
Но вы в любом случае останетесь в выигрыше — откликов будет немного, и вы не переутомитесь.
Вредный совет 3. Пишите длинные тексты с описаниями вакансий
Чем больше вы напишете про свою вакансию, тем с большим вниманием соискатель отнесется к ее описанию, особенно, если подобных вакансий он уже открыл десятка два-три-четыре.
Отбросьте сомнения — соискатель обязательно будет терпеливо читать, перечитывать, вдумываться в смысл, стараться выбрать, понять и запомнить самое главное и интересное до того, как нажмет «Отправить резюме».
Впрочем, зачем я это объясняю — вы ведь, наверное, сами большим удовольствием читаете от начала до конца длинные тексты 3-4 страничных резюме.
Только не обижайтесь на то, что на вашу вакансию откликаются соискатели, заведомо не соответствующие заявленным вами требованиям — возможно, не всем хватило терпения дочитать до конца выстраданное вами описание вакансии.
Вредный совет 4. Используйте для описания вакансии специальные словосочетания
Конечно, подготовить объемное описание вакансии нелегко.
Не беда — есть специальные универсальные слова и словосочетания, с помощью которых можно без проблем написать полстраницы текста о содержании любой работы.
Вот самые удачные:
- «оперативное реагирование на поступающую информацию»,
- «выявление потребностей клиентов»,
- «помощь руководителю»,
- «совершенствование и оптимизация рабочего процесса»,
- «управление результатами деятельности»,
- «выстраивание процессов»,
- «курирование блоков»,
- «разработка мероприятий»,
- «управление построением»,
- «сопровождение и оформление»,
- «решение вопросов»,
- «внедрение и развитие»,
- «формирование и поддержание»,
- «участие и анализ»,
- «актуализация документов»,
- «координация работы»,
- «организация коммуникаций».
Такие слова и словосочетания обязательно вызовут у соискателя уважение и доверие к работодателю.
Никто не заподозрит, что вы плохо понимаете, чем будет занят сотрудник, поэтому не можете кратко и информативно описать его задачи.
Курс «Специалист по подбору персонала»
Вредный совет 5. Предъявляйте жесткие требования к личным качествам соискателей
Дискриминация по полу и возрасту запрещена законом, но никто не запретил требовать от соискателя выдающихся личных качеств, необходимых для выполнения работы.
Не запрещено, значит, разрешено — выбираем из списка ниже те качества, которые подойдут для вашей вакансии и компании и пополняем ими описание вакансии:
- «активная жизненная позиция, ориентация на достижение целей, желание созидать»;
- «нестандартное мышление (out of box)»;
- «высокая степень ответственности»;
- «пытливый ум и сообразительность»;
- «умение грамотно разговаривать с кем угодно и о чем угодно»;
- «отличные организаторские способности»;
- «пунктуальность в соблюдении сроков»;
- «желание работать и зарабатывать»;
- «высокая самоорганизация»;
- «инициативность»;
- «общительность»;
- «вежливость»;
- «системный подход к работе»;
- «умение решать поставленные задачи в короткие сроки»;
- «высокая коммерческая ориентированность»;
- «нацеленность на результат».
Такое подробное перечисление ожиданий по отношению к соискателям обязательно поможет отсеять тех, кто вам не подойдет — ведь вы по себе знаете, что ни в коем случае не будете откликаться на объявление, если сомневаетесь в своей инициативности, ответственности и активной жизненной позиции.
И еще — у вас наверняка уже готов набор инструментов для объективной оценки «системного подхода к работе» и «высокой самоорганизации», так что отбор по перечисленным критериям, безусловно, будет эффективен.
Вредный совет 6. Обещайте высокую заработную плату или не указывайте ее размер в объявлении о найме
Если вы не указали в объявлении размер заработной платы, то соискатели, конечно же, подумают, что он так велик, что вы постеснялись его указать.
И, конечно же, соискатели в первую очередь откликнутся на вашу вакансию, проигнорировав те объявления, в которых ваши конкуренты на рынке труда простодушно указали размер заработной платы и порядок ее начисления.
Будьте уверены, что фразы:
- «высокий уровень дохода (обсуждается индивидуально с каждым кандидатом)»;
- «высокий уровень заработной платы, оклад+бонусы+KPI»;
- «уровень заработной платы высокий, обсуждается на собеседовании»;
придадут соискателям уверенности в том, что вы самый щедрый и открытый наниматель.
Как вариант, можно указать большой разброс заработной платы, например — от 25 до 60 т. р. — все поймут, что вы честный и не жадный работодатель.
Если вы не смогли придумать зажигательный текст о высоком заработке вашего будущего сотрудника, но очень хочется написать об условиях труда, можете указать такое конкурентное преимущество, как отсутствие задержек заработной платы:
- «стабильные выплаты заработной платы»;
- «обеспечим регулярно выплачиваемой заработной платой».
Неважно, что работодатель по закону и так обязан регулярно выплачивать заработную плату — вдруг такая фраза кого-нибудь «зацепит».
Еще, как вариант, можно указать заведомо нереалистичный высокий размер заработной платы — все соискатели, конечно же, вам поверят и решат, что ваше предложение является лучшим на рынке труда — о том, что кто-то заподозрит заведомый обман и по этой причине не станет откликаться на вакансию, можете не задумываться.
Вредный совет 7. Обязательно напишите про «дружный коллектив» или «сплоченную команду профессионалов»
Если вы не стеснительны, добавьте еще фразу «умный и справедливый начальник» — это точно сработает.
Не забудьте только заранее заготовить объяснение, почему из «дружного коллектива» и «сплоченной команды» все-таки увольняются сотрудники.
Онлайн-курс «Методы и технологии подбора персонала»
Вредный совет 8. Не стесняйтесь проблем с русским языком
Возможно, вам просто не повезло с учителем русского языка, поэтому вам не режет глаз отсутствие в нужных местах знаков препинания и не смущают такие речевые ляпы, как «решение вопросов», пунктуальность в соблюдении сроков», «богатый социальный пакет», «система финансовой поддержки, кредитов и компенсаций образования».
Не так уж и важно, что соискатель, читающий текст безграмотно составленного объявления о найме, всего за несколько секунд получает представление об общем уровне специалистов и руководителей компании-работодателя и принимает решение не откликаться на непривлекательную вакансию.
Поэтому не думайте, как корректно описать вашу вакансию, не просите коллег и руководителей вычитать ваш текст и не пользуйтесь редактором для проверки орфографии и знаков препинания — интернет все стерпит.
А о том, что некоторых соискателей реклама вакансии не привлекла, а отпугнула, никто никогда не узнает.
И, напоследок, еще один лайфхак — если опасаетесь наделать ошибок в объявлении — опубликуйте текст на английском — тогда риск скомпрометировать себя будет ниже. Как к этому отнесутся соискатели — наверное, так же, как вы относитесь к соотечественникам, присылающим вам резюме на английском языке в качестве отклика на объявление на русском.
В заключение
Никого не хотел обидеть, поэтому не стал писать этот материал в формате набора рекомендаций — они есть в статьях
100 советов для рекрутеров
Как составить лучшее объявление о найме
Кейс про аудит объявления о найме: 9 замечаний от HR-ПРАКТИКА
Кейс с разбором ошибок в объявлении о найме на Avito
Кейс: консультация по подбору персонала, анализ и коррекция вакансии на hh.ru
Каждый специалист имеет право на собственную точку зрения на то, какие приемы и как лучше использовать для привлечения соискателей.
Буду рад, если «вредные советы» помогут тем, кто вдумчиво подходит к решению задач по подбору персонала.
Успехов всем, кто ищет работу и персонал!
Подписывайтесь и получайте анонсы свежих статей
Поделитесь ссылкой на статью с друзьями и коллегами