Профстандарты — плакать или смеяться

Профстандарты - плакать или смеяться

Загадка про профстандарт № 1

Для выполнения этой трудовой функции нужно высшее образование — бакалавриат.

Эта работа предполагает ответственность за результат выполнения работ на уровне подразделения или организации.

Для нее необходимо применение  профессиональных знаний технологического или методического характера, в том числе инновационных.

Умения, без которых не обойтись сотруднику — навыки разработки, внедрения, контроля, оценки и корректировки компонентов профессиональной деятельности, новых технологических или методических решений.

Ни за что не догадаетесь, что это за работа.

А это, внимание… барабанная дробь… трудовая функция секретаря, которая называется «Организация работы с посетителями приемной», включающая в себя сервировку чайного (кофейного) стола.

И это не дурацкая шутка, а выдержка из утвержденного  профессионального стандарта «Специалист по организационному и документационному обеспечению управления организацией».

Можно, конечно, посмеяться.

Но если заглянуть в действующий профстандарт в сфере электроэнергетики, то вы обнаружите, что выполнение трудовых функций «Контроль и приемка работ подрядных организаций в части строительства и реконструкции объектов связи электрических сетей» и «Руководство работой подразделения по эксплуатационно-техническому обслуживанию и ремонту оборудования связи в электрических сетях» предполагают абсолютно такой же уровень квалификации, какой необходим секретарю для приема посетителей.

Боюсь, что руководителя или специалиста с инженерным образованием такое сравнение не рассмешит.

Загадка про профстнадарт №2

Конечно, в любой работе бывают огрехи, и на единичные ошибки можно было бы закрыть глаза.

Но как только начинаешь вчитываться в содержание профессиональных стандартов, становится не до смеха.

Вы хорошо представляете себе, в чем заключается «Стратегическое управление персоналом»?

Нет?

А обобщенная трудовая функция «Стратегическое управление персоналом» как думаете, кем выполняется?

Генеральным директором?

Ответ неправильный!

Это функция директора по персоналу, см. утвержденный профстандарт «Специалист по управлению персоналом».

И знаете, как он ее выполняет?

Цитирую дословно — «разрабатывает систему стратегического управления персоналом организации» и «реализует систему стратегического управления персоналом организации».

Вам все еще непонятно, чем на работе занят главный HR?

А эти цитаты из профстандарта помогут разобраться?

«Анализирует успешные корпоративные практики по вопросам стратегического и оперативного управления персоналом организации».

«Осуществляет постановку оперативных целей по вопросам управления персоналом».

«Определяет, анализирует, моделирует и выстраивает внутренние коммуникации персонала».

«Применяет методы управления межличностными отношениями».

«Управляет мотивацией персонала, его вовлеченностью и дисциплиной труда».

«Применяет методы анализа бизнес-процессов организации».

Готов биться об заклад, что даже автор текста профстнадарта не сможет нормальным русским языком объяснить, в чем именно заключается «Моделирование внутренних коммуникаций» или каким методом лучше «управлять межличностными отношениями».

Допускаю, я не прав.

Всем все понятно, кроме меня.

Тогда придется смириться с мыслью, что мой 16-летний опыт работы директором по персоналу и специальное образование недостаточно хороши, чтобы соответствовать свежему профстнадарту.

Нужно пойти поучиться «стратегическому и операционному управлению», как рекомендуют разработчики профстандарта.

Резюме

Пусть меня простят разработчики упомянутых в статье профстнадартов — я тоже терпеть не могу критиканства и ерничества по отношению к результатам чьей-либо работы.

Но в этой статье я хотел бы призвать «пользователей» профессиональных стандартов не принимать к безоговорочному исполнению все, что в них написано.

В отличие от квалификационных справочников, которые разрабатывали специалисты  отраслевых министерств, профстандарты — это  в чистом виде «кустарное производство», за исключением тех сфер профессиональной деятельности, где требования к квалификации давно утверждены другими правовыми актами.

Профстандарт может написать любой желающий, и никто, кроме коллег по отрасли, которых автор захотел ознакомить со своим произведением, не будет в нем что-либо исправлять — это особенность далекой от совершенства методической базы для разработки и утверждения профессиональных стандартов.

Кроме того, профстандарты — это тренд, на котором многие со временем планируют хорошо заработать — этим также можно объяснить «особенности» содержания профессиональных стандартов.

Всем успехов!

Относитесь к профстандартам спокойно и не бойтесь их — об этом я уже писал в предыдущей статье Профессиональные стандарты — знать и не бояться.

Денис Карандашев Автор: Денис Карандашев

   Перейти в Каталог статей

   Перейти в Каталог программ обучения

   Перейти в Каталог консультационных услуг

Подписывайтесь и получайте анонсы свежих статей

TW   FB   VK   Ln   ОК 

 INST   MM   Telegram   Yotube   Pin   Zen

 

Поделитесь ссылкой на статью с друзьями и коллега

Заказать звонок

*Обязательное поле

×