Кейс — иллюстрация субъективности решения о найме

Решение о найме и его субъективность

Как принимается решение о найме

Логику решения о найме часто невозможно понять и объяснить.

Когда отчаявшийся из-за отказов соискатель просит об обратной связи — «Пожалуйста, скажите что со мной не так», ему стараются дать тактичный, но неинформативный ответ.

И не потому, что ему не хотят помочь —  часто назвать причины, по которым «понравился» или «не понравился» соискатель вакантной должности, не может не только рекрутер, но и руководитель, лично принимающий решение об отказе или найме сотрудника. 

Стоит ли рассчитывать на то, что решение о найме будет объективным, кого выберут, и что может оказаться парадоксальным фактором при выборе кандидата на занятие вакантной должности — продемонстрирую в этом кейсе.

Начну со словесных портретов действующих лиц.

Первый

Может прийти на работу в рваных джинсах, кедах на босу ногу, и пиджаке, одетом на футболку.

Когда разговаривает, почти всегда смотрит в сторону.

Речь сбивчивая, говорит тихо, иногда кажется, что неуверенно.

Во время совещаний, независимо от статуса присутствующих, не поднимая головы, копается в смартфоне.

Благоухает миксом из табачного перегара от частых перекуров и дорогой туалетной воды.

Постоянно жует жевательную резинку.

Периодически попадается на незнании способов решения простейших задач в своей профессиональной области.

В документах и деловой переписке совершает речевые и орфографические ошибки.

Второй

Эталон делового стиля в одежде и поведении.

Всегда безупречно одевается, никогда не приходит на работу в одной и той же одежде два раза в течение недели.

Блестяще умеет вести переговоры, всегда эффективно проводит совещания и продуктивно работает на них.

Речь грамотная, уверенная, выражается кратко и по существу.

Умеет создать комфортную и деловую атмосферу как в отношениях с подчиненными, так и с вышестоящими руководителями.

Много знает и умеет в самых разных профессиональных областях.

Не курит.

   11 программ обучения специалистов по подбору персонала

Первый/второй

Если вы подумали, что «первый» и » второй» — это антиподы-соискатели, то вы ошиблись.

Первый — соискатель, получивший предложение занять должность «директор по ***» с количеством подчиненных около 50 человек.

Второй — наниматель — топ-менеджер — руководитель подразделения со штатом 1000 человек.

Именно он выбрал «первого» из множества соискателей, несмотря на то, что не был ограничен в выборе, ведь положенный новому сотруднику размер заработной платы превышал 300 тысяч рублей.

Почему второй выбрал первого

Вряд ли «первый» пользовался услугами карьерного консультанта, рекомендовавшего создать образ «плохиша», который я описал.

И вряд ли «второй» сознательно подбирал под себя антипода.

Причину я бы никогда не узнал, не познакомившись случайно  с близким другом руководителя, сделавшего такой странный выбор.

Так вот, «первый» был похож на этого друга настолько, что, казалось, они брат и сестра.

И дело не во внешнем сходстве, хотя и оно присутствовало, несмотря на противоположный пол.

Тон голоса, темп речи и особенности поведения совпадали почти полностью.

Можно, конечно, обвинить меня в том, что я субъективно оцениваю мотивы выбора, и его иррациональность в этом кейсе притянута за уши.

Но то, что «второму» с «первым» было комфортно, несмотря на многочисленные недостатки и «косяки» последнего, было очевидно.

Никаких рациональных мотивов выбора обнаружить так и не удалось — квалификацией «первый» не блистал и не был ничьим протеже.

К чему этот кейс

«Мораль той басни» в том, что в поиске работы и планировании карьеры нет универсального рецепта.

Зачастую решение о найме так же непредсказуемо, как выбор мужчины женщиной и наоборот.

Можно предпринять определенные усилия для того, чтобы выбрали тебя — правильно себя презентовать и досконально следовать рекомендациям из статей из раздела Поиск работы и планирование карьеры, но секрета того, «как понравиться» тому, кто выберет вас из многих других, не существует.

Решение о найме работника на 60-70% зависит от субъективных мотивов, оценок, симпатий и антипатий нанимателя, поэтому, с одной стороны, стоит стремиться «выглядеть привлекательно» в глазах потенциальных работодателей, с другой стороны, стоит спокойно относиться к неудачам — ведь решение может выглядеть таким же парадоксальным, как в этом кейсе.

   Курс «Специалист по подбору персонала»

В заключение

Наверное, этот кейс полезен и тем, кто выбирает.

Понимание несовершенства механизма выбора — первый шаг в сторону улучшений.

Если вам интересны кейсы, в которых описываются ситуации, в которых сложно сделать выбор, рекомендую почитать про 5 нерешаемых кейсов для HR-специалистов и не только

А пока всем успехов в поиске работы и сотрудников!

Удачного дня!

HR-ПРАКТИКА

Подписывайтесь и получайте анонсы свежих статей

TW   FB   VK   Ln   ОК   INST   MM  

 Telegram   Yotube   Pin   Zen   Whatsapp   Viber

Поделитесь ссылкой на статью с друзьями и коллегами

Заказать звонок

[contact-form-7 id=»51″ title=»Заказать звонок»]

×