Кейс по планированию карьеры от HR-ПРАКТИКА

,

Автор: Денис Карандашев

Кейс по планированию карьеры

Предыстория

В рамках консультаций по планированию карьеры мы не готовим письменные заключения.

Как правило, итоговые рекомендации даем по итогам устного обсуждения результатов работы над проектом.

Но бывают исключения —  заказчик, ранее опробовавший онлайн-сервис «Профориентация» на hh.ru, выдавший результаты тестирования на 12 листах, попросил заключение в письменной форме.

Так появился материал для этого кейса.

Для того чтобы вам была понятно логика рекомендаций по планированию карьеры в кейсе, расскажу о методах выполнения работ по карьерному планированию.

Что такое планирование карьеры

Смысл планирования карьеры заключается в том, чтобы сопоставить свои желания с возможностями.

С возможностями, которые предоставляет рынок труда, и собственными возможностями по достижению желаемых карьерных высот.

Оцениваете свои желания и возможности, выбираете нужное направление из доступных, принимаете решение, действуете.

Выбор пути профессионального развития — серьезное решение, принятие которое невозможно без последовательного сбора и анализа необходимой информации.

Такая работа, как правило, включает в себя 5 этапов.

Этап 1. Анализ текущего профессионального статуса

Оцениваем  знания, навыки, опыт, образование, квалификацию, послужной список.

Учитываем все детали статуса, имеющие прямое или косвенное отношение к профессиональной карьере — возраст, пол, семейный статус etc.

Первая цель анализа — получение общего представления о направлениях профессиональной деятельности, в которых соискатель потенциально может себя реализовать.

Вторая цель — сбор информации о возможностях изменения текущего профессионального статуса — от изменения позиционирования себя на рынке труда до приобретения опыта, знаний и навыков, наличие которых необходимо для успешной карьеры.

Этап 2. Анализ карьерных ожиданий и предпочтений

Анализируем карьерные ожидания и предпочтения — какие профессиональные сферы, должности и специальности представляют интерес, в какой должности соискатель видит себя в обозримом будущем.

Цель анализа — выделить направления  профессиональной деятельности, в которых соискатель хотел бы себя реализовать.

Этап 3. Анализ рынка труда

Анализируем спрос и предложение на рынке труда — требования к соискателям, предъявляемые работодателями, содержание работы, количество предложений, предлагаемый уровень вознаграждения.

Составляем и готовим к обсуждению перечень потенциально доступных профессий, должностей, специальностей, направлений.

Оцениваем опыт и уровень квалификации конкурентов на рынке труда.

Этап 4. Определение примерных вариантов карьерных планов

Определяем примерные варианты карьерных планов и условия занятия желаемых позиций.

Пользуясь «игровой терминологией», как в статье про 5 задач и 5 принципов корпоративного обучения — определяем возможности для «прокачки» важных для карьеры тактико-технических характеристик — знаний, навыков и опыта.

Этап 5. Карьерное планирование

Обсуждаем варианты планов развития карьеры, выбираем наиболее реалистичные, согласовываем детали.

Не забываем о здоровом реализме при оценке карьерных планов, о чем я ранее писал в статье О чем не говорят карьерные консультанты и коучи.

Критично оцениваем свой профессиональный статус в части сроков профессионального развития и факторов, на которые можно влиять.

Опыт и знания можно приобрести, хотя вряд ли вы станете успешным музыкантом или руководителем банка, если до этого лет 10 занимались программированием.

С возрастом и полом, скорее всего, придется смириться.

Переходим к кейсу

Думаю, вы поняли логику консультации по карьерному планированию, поэтому начну с вводных кейса.

Они были нетипичными — соискателю требовалось определить возможности для профессионального развития в сфере интернет-маркетинга при условии, что рассматривалась исключительно удаленная работа.

В послужном списке были должности контент-менеджера, редактора и администратора сайта.

Поэтому пришлось рассматривать все потенциально подходящие соискателю «удаленные» вакантные должности без привязки к географии для того, чтобы понять перспективы развития рынка «удаленной» работы.

Таких должностей набралось 9, каждая из них была проанализирована как вариант возможного карьерного развития.

На основе этого анализа были подготовлены «Рекомендации по планированию карьеры», с которыми вы можете ознакомиться ниже.

Рекомендации по планированию карьеры

Важно

Для того, чтобы развивать свою карьеру в сфере удаленной занятости, независимо от того, будет ли это работа по найму или предпринимательство, нужно подтверждать Вашу квалификацию результатами работы (портфолио).

Это особенность трудовых отношений в сфере удаленной занятости.

Если портфолио нет, то позиционировать себя как профессионала будет непросто, выгодные работы будут получать те, кто способен подтвердить свою квалификацию.

Поэтому развитие в том или ином направлении должно помогать Вам формировать портфолио.

О потенциально возможных направлениях развития

Исходя из реалий рынка труда (в части спроса и предложения удаленной работы) и имеющихся у Вас опыта и навыков, о тех должностях, на которые Вы условно можете претендовать, могу сказать следующее.

«Контент-менеджер»

Такие вакансии зачастую требуют минимальной квалификации – немного в текстах, немного в графике, понимание логики SEO, многие работодатели понимают под работой контент-менеджера чисто техническую работу.

Безусловно, есть те, кто хочет в лице одного контент-менеджера нанять и SEOошника, и дизайнера, и копирайтера, и программиста, но это встречается реже.

Большинство нанимателей понимают, что универсальных специалистов не бывает, а если они и есть, то квалификация их будет в лучшем случае средней по всем направлениям.

Контент-менеджер – это не специальность, а, скорее, вид работ.

Учитывая Ваш опыт, имеет смысл браться за эту работу для того, чтобы начать формировать портфолио.

Но для развития себя как профессионала пытаться стать универсалом нецелесообразно  – придется учиться всему сразу и терять на этом время, приобретая в лучшем случае среднюю квалификацию, которая вряд ли будет востребована.

«Дизайнер»

Все наниматели требуют портфолио, если хотят нанять хорошего дизайнера.

Для развития в этом направлении нужны и хорошие технические навыки работы в редакторах, и опыт.

Я не уверен, что Вам удастся за разумный срок догнать в части навыков и опыта тех, кто давно специализируется на дизайне.

«Копирайтер»

Работодатели часто требуют портфолио или тесты.

Для развития в этом направлении нужно только «набивать руку» и учить теорию.

Инфостиль Максима Ильяхова, продающие и оптимизированные тексты – это всегда будет востребовано и для продажи этого навыка не нужно осваивать CMS или изучать алгоритмы поисковиков.

Учитывая Вашу образовательную базу, я бы рекомендовал развиваться в этом направлении.

Написание текстов будет всегда востребовано, портфолио можно предъявить потенциальному нанимателю или заказчику.

Учиться можно в процессе работы, навык будет только развиваться и не будет устаревать.

«SMM-специалист»

Востребованы, но требуется портфолио – раскрученные аккаунты и группы.

В Вашем опыте такого нет, это специфическая деятельность, не уверен, что стоит начинать «с нуля».

«Интернет-маркетолог»

От маркетологов однозначно требуют лидов и продажи как результат работы.

Это сложная работа, но не менее сложно будет потом предъявить результаты работы в виде портфолио.

Кроме того сложен формат взаимодействия в удаленном режиме – обсуждения, согласования, подведение итогов и т. д.

Нужно хорошо разбираться в аналитике поисковиков и уметь ее настраивать – это непросто.

«Специалист по рекламе»

Настройка ЯндекДирект и т. д.

Нечастая вакансия, порфтолио сформировать не позволит.

UX (проектировщик интерфейсов)

Экзотические вакансии, требуется порфтолио, но его сложно формировать и предъявлять.

По моему мнению, рынок таких специалистов всегда будет узким, плюс всегда будут требовать технических знаний для проектирования интерфейсов.

«SEO-оптимизатор»

Портфолио показать можно только в виде таблицы роста трафика.

Формированием семантического ядра никого не удивить, нет смысла время тратить на развитие этого навыка.

«Литературный редактор»

Есть такие вакансии, можно на них откликаться, но портфолио это не сформирует.

Рекомендации

Я бы рекомендовал развиваться в направлении копирайтинга, учиться новым техникам (инфостиль, продающие тексты), формировать портфолио и позиционировать себя как профессионала по написанию текстов.

Никто не мешает браться за работу контент-менеджера или маркетолога, но нужно помнить, что хороший копирайтер справится с работой контент-менеджера или маркетолога, а наоборот точно нет.

Текстовый формат представления информации будет востребован всегда, удаленное взаимодействие с заказчиками текстов проще, чем согласование дизайна или маркетинговой концепции.

Я не говорю, что Вы не сможете освоить любые другие направления работы – просто на это потребуется больше времени, учитывая ту базу опыта и навыков, которой Вы располагаете.

Дополнительно

Имеет смысл доработать резюме – сделать несколько вариантов с разными названиями – контент-менеджер, копирайтер, etc.

Нужно проработать текст —  у копирайтера он должен быть безупречен, обязательно убрать из него описания работ времен ссылочной эпохи, для нанимателей важно, что Вы в курсе новых веяний в контент-маркетинге.

Для разных резюме изменить содержание работы – для копирайтерского сделать акцент на работу с текстами, для контент-менеджерского – на универсальность.

Тексты для резюме можно взять из вакансий на hh.ru, выбрав их поиском “Удаленная работа»-«IT/Маркетинг»- дальше по специализациям.

Про составление резюме рекомендую почитать статьи Кейс про составление резюме, SEO оптимизация резюме для людей и роботов и Как правильно составить резюме.

В заключение

Как видите, планирование карьеры — это не так уж и сложно.

Логика, полагаю,  интуитивно понятна, единственное, что может вызвать трудности — сбор и анализ информации для оценки профессионального статуса.

Не всем и не всегда удается беспристрастно себя оценить.

Но это преодолимо.

Всем успехов и достижения карьерных высот!

Удачи!

Автор: Денис Карандашев

 

Посмотреть Услуги для соискателей и Услуги для работников

Читать статьи рубрик О работе и карьере и О поиске работы 

 

Получайте свежие статьи по почте

Читайте наши новости

TW   G+   FB   VK   Ln   ОК   INST   MM   Telegram   Yotube   Pin

Поделитесь ссылкой на статью с друзьями и коллегами

Заказать звонок

*Обязательное поле

×