Профессиональные стандарты как дело государственной важности
«В руках государства система профессиональных стандартов призвана стать одним из главных инструментов модернизации экономики, обеспечения высокого качества жизни людей через достойно оплачиваемый высокопродуктивный производительный труд» — цитата из выступления Президента Российской Федерации на совещании 09 декабря 2013 года, посвященном вопросам разработки профессиональных стандартов.
Я обеими руками «за».
Да вот только не получится так.
И не потому, что еще в 2011 году Международная организация труда, проанализировав результаты модернизации системы квалификаций в 16 странах, пришла к выводу, что никаких достоверных данных о пользе такой модернизации нет — любопытные могут почитать доклад здесь.
А потому, что «Профессиональные стандарты» — это успешный коммерческий проект, цели которого гораздо более прозаичны, чем «обеспечение высокого качества жизни…».
Этим объясняется и, мягко говоря, не очень высокое качество многих профстандартов, о котором я уже писал в статье Профстандарты — плакать или смеяться, и «странности» их правового статуса — сами по себе обязательными они не являются, по желанию можно пользоваться либо профстандартами, либо квалификационными справочниками.
20 программ обучения для кадровиков
Профстандарты — коммерческий проект
Очевидным подтверждением этого является принятие Федерального закона от 03.07.2016 N 238-ФЗ «О независимой оценке квалификации», который дает «зеленый свет» коммерциализации проекта.
Следующим шагом в этом направлении будет рассмотрение Госдумой законопроекта о проведении профессионально-общественной аккредитации профессиональных образовательных программ, который, я уверен, будет принят без проволочек, как и закон «О независимой оценке квалификации».
Если вы не читали оба эти документа, коротко поясню, о чем речь.
Первый закон — «О независимой оценке квалификации» позволяет монетизировать профстандарты по следующей схеме.
Одни юридические лица, именуемые отраслевыми советами по профессиональным квалификациям, наделяют другие юридические лица — центры оценки, эксклюзивными правами сбора денег с соискателей и работодателей за оценку соответствия работников и соискателей профстандартам.
Второй закон, пока еще законопроект, позволит по описанной выше схеме собирать деньги за аккредитацию с образовательных учреждений, так что никто из участников рынка труда не останется неохваченным заботой о соответствии профстандартам.
При этом первые юридические лица, читай, отраслевые советы по квалификациям, сами определяют, что и как оценивать.
К примеру, Совет по профессиональным квалификациям в области управления персоналом, в миру именуемый как Ассоциация консультантов по подбору персонала, получает на откуп рынок «независимой оценки квалификации» в сфере управления персоналом.
А Национальная ассоциация офисных специалистов и административных работников (слышали про такую?) будет контролировать рынок независимой оценки соответствия профстандартам одноименных работников и соискателей.
И никто не сможет запретить «Национальной ассоциации..» считать подачу кофе работой, для выполнения которой обязательно высшее образование, как утверждает уже утвержденный профстандарт.
Хотя, наверное, я слишком многого ожидаю от «ассоциации», ведь в меню на главной странице ее сайта даже слово «сертификация» написано с ошибками.
Кстати «руки государства», о которых говорил Президент, и в которых «система профессиональных стандартов призвана стать одним из главных инструментов обеспечения высокого качества жизни людей», рынка «независимой оценки» вообще никак не касаются — отраслевые советы по профессиональным квалификациям контролируются только Национальным советом по профессиональным квалификациям, возглавляемым руководителями Российского Союза Промышленников и предпринимателей.
Министерство труда в проект никак не вмешивается, контролируя только правильность заполнения бланков проектов профстандартов и по умолчанию одобряя профстандарты, прошедшие «экспертизу» Национального совета по профессиональным квалификациям.
Блестяще решена задача поиска инвестиций для открытия центров оценки — в пояснительной записке к законопроекту «О независимой оценке квалификации» на создание центров независимой оценки Российский Союз Промышленников и предпринимателей запросил у государства субсидию в размере 300 миллионов рублей.
Это значит, что государство просто выделит деньги на развитие бизнеса по независимой оценке квалификации, не требуя отчета о тратах и участия в доходах от бизнеса.
Всем бы такого инвестора!
Впрочем на профстандарты действительно денег не жалко — 140 миллионов рублей уже давно получил на развитие темы профессиональных стандартов Российский Союз Промышленников и предпринимателей, десятки лотов на разработку профстандартов со стандартной стоимостью 550 тысяч рублей регулярно осваиваются посетителями сайта Госзакупки.
При этом «платные» профстандарты срочно требуются для самых распространенных и востребованных профессий.
Например, для «работника по обработке поездной информации и перевозочных документов железнодорожного транспорта», «инженера-программиста в области ядерного оружейного комплекса», «специалиста в сфере управления проектами государственно-частного партнерства» и т. д.
Бюджетным организациям прямо предписано не жалеть денег на профстандарты — фраза «учитывая важность внедрения профессиональных стандартов для повышения производительности труда, обеспечения качества выполняемых работ (услуг), государственным организациям следует провести анализ профессиональных компетенций работников на соответствие профессиональным стандартам, при необходимости составить план подготовки работников и дополнительного профессионального образования работников в рамках бюджета на соответствующий год» два раза повторяется в разъяснительном письме Минтруда «По вопросам применения профессиональных стандартов» № 14-0/10/В-2253 от 04 апреля 2016 года.
В общем, как видим, денег на рынке услуг по обеспечению соответствия профстандартам немало — заработать можно неплохо.
Кроме того, можно сделать бизнес на профстандартах еще более прибыльным и перспективным, если обеспечивать его развитие «правильными» законами.
Если кто-то сумеет разработать и продвинуть законопроект, по которому «независимая оценка» станет такой же обязательной, как покупка полиса ОСАГО, страховщики будут кусать локти от зависти.
Впрочем, до 1 января 2017 года, когда закон «О независимой оценке» вступит в силу, время еще есть.
80 программ обучения HR специалистов
Почему профессиональные стандарты — это только бизнес
Можно, конечно, сказать, что я неправ, и счастливое будущее с профстандартами всенепременно наступит.
Хотелось бы ошибаться, но увы — никаких других планов, кроме сбора денег за оценку на соответствие профстандартам и аккредитацию, у участников этого проекта нет.
Можно посетить сайт Национального совета по профессиональным квалификациям при Президенте РФ, можно посмотреть, какие документы готовило учрежденное РСПП Национальное агентство развития квалификаций, которое, собственно, и разрабатывало этот проект — везде завершающим этапом проекта является создание центров оценки и аккредитации.
Вот только логическая связь между сборами с соискателей за оценку их соответствия требованиям профстандартов и «модернизацией экономики, обеспечением высокого качества жизни людей через достойно оплачиваемый высокопродуктивный производительный труд» представляется несколько сомнительной.
Как-то так…
Нужны ли вообще профессиональные стандарты, центры оценки и т.п.
Сложный вопрос.
Там, где требования к квалификации и оценка соответствия им являются критическими, системы оценки существуют и без профстандартов.
Медики, к примеру, если посмотреть список профстандартов в здравоохранении, а их разработано всего лишь 14, вообще в этом проекте не участвуют — их система сертификации медицинского персонала не требует создания специальных центров оценки, а квалификационные требования — изложения на бланках, разработанных для профстандартов.
Про профстандарты в сфере управления персоналом я уже писал — в том виде, в каком они приняты сейчас, они, по-моему скромному мнению, точно не нужны никому, кроме отраслевого совета по профессиональным квалификациям.
Допускаю, что в том, что касается технических специальностей, существуют и жесткие требования к квалификации, и объективные методы оценки, но существует ли при этом необходимость в центрах оценки, судить не берусь.
Могу только осторожно предположить, что если бы она была, то такие центры были бы созданы без глобального проекта по разработке профстандартов.
Резюме
Многое из того, что происходит вокруг нас, даже то, что кажется непонятным и несправедливым, на самом деле объяснимо с точки зрения интересов конкретных людей, групп или компаний.
«Ключевое направление деятельности Российского союза промышленников и предпринимателей — «цивилизованный лоббизм» — это общеизвестная фраза А.А. Шохина, председателя Национального совета по профессиональным квалификациям, полагаю, является исчерпывающим объяснением того, почему проект так успешен.
И не стоит переживать по поводу того, что опять «хотели как лучше, а получится, как всегда» — государство реализует множество не менее масштабных проектов, малоприятных для многих из нас, вспомним хотя бы ОСАГО и ЕГЭ или вечную реформу ЖКХ…так что несколько сот миллионов рублей, выделенных РСПП на тему профстандартов и профиты отраслевых советов по квалификациям — это капля в море…
Надеюсь, что понимание логики процесса приобщения нашей страны к профессиональным стандартам пригодится вам в работе и карьере.
Всем успехов!
Подписывайтесь и получайте анонсы свежих статей
Поделитесь ссылкой на статью с друзьями и коллега
Полностью с вами согласна! Когда началась эта вакханалия с внедрением профстандартов, я отнеслась скептически, а когда увидела готовые ПС и сравнила их с ЕКСД, просто ужаснулась. Не понимаю, зачем нужно ломать сложившуюся систему и внедрять такие документы, которые даже читать невозможно — этому нужно учиться на специальных семинарах! И само деление ОТФ на ТФ и ТД тоже весьма спорно. А недавно мне прислали предложение поучаствовать в разработке ПС экономиста по труду, где предлагалось написать ТФ по таким ОТФ:
1) сбор, обработка и хранение данных;
2) нормирование труда персонала;
3) разработка нормативов по труду;
4) формирование системы оплаты;
5) управление затратами на персонал;
6) операционное управление подразделением.
Сам факт того, что предлагают участие в разработке ПС неизвестно кому, тоже удивил. Но и функция нормирования труда, к которой я отношусь довольно трепетно, почему-то здесь будет закреплена за экономистом по труду, хотя меня вполне удовлетворяет КХ инженера по нормированию труда, где всё расписано довольно логично.
Удивило и членение на две ОТФ деятельности по нормированию, выделение отдельной ОТФ по работе с данными, короче, может, я чего-то не понимаю, но мне всё это очень не нравится. Действительно, кучка дилетантов собралась, что-то напридумывала, потом это уже преподносится как НПА.
К сожалению, я думаю, что критические высказывания в адрес этой кампании будут смотреться ОЧЕНЬ неуместно, а жаль. И процесс этот уже не остановить.
Хотя бы в вашем лице я увидела, что мои сомнения не единичны.
Спасибо вам за ваши интересные статьи!