Кейс-аналог про подбор персонала
Жена послала мужа за кефиром для блинов: «Купи 1 литр кефира жирностью 1,5% «Простоквашино» или «Домик в деревне» со сроком годности не менее недели с сегодняшней даты».
Возможно, хозяйке для ее целей вполне сгодился бы кефир другой жирности, и кефир других производителей не хуже вышеупомянутых, и срок годности 5-6 а не 7 дней не очень критичен.
Но даже если у кого-то есть сомнения в обоснованности таких жестких требований к будущей покупке, обсуждение их вряд ли состоится.
Во-первых, мужа отправляют в магазин, а не спрашивают совета, какой, по его мнению, кефир стоит выбрать для блинов.
Во-вторых, вряд ли муж рискнет рекомендовать другой кефир, если его «блинный» опыт ограничен исключительно потреблением готового продукта.
В-третьих, времени на дискуссию может не быть, особенно если все голодны.
Поэтому муж пойдет в магазин и купит то, что заказано, не обращая внимания на акции и распродажи, на кефир другой жирности и от других производителей и со сроком годности менее недели.
Или не купит, потому что нужного кефира в продаже не будет.
Подбор персонала в 99% случаев
Происходит точно так же, как описано выше.
Если есть представление о том, каким должен быть «правильный кефир», то, конечно же, есть требования к «идеальному кандидату».
И не обсуждаются они по тем же причинам, что и требования к кефиру:
- у рекрутера никто не спрашивает, какой, по его-мнению, «человеческий ресурс» лучше подходит для решения тех задач, для которых ищут сотрудника;
- рекрутер не настолько хорошо знает содержание работы, чтобы давать советы заказчику;
- ни у рекрутера, ни у заказчика нет ни времени, ни желания оценивать рынок труда и изучать содержание работы.
Как следствие, рекрутер ищет персонал под те требования, которые заявлены заказчиком.
Если заказчик не сформулировал требования
Рекрутер придумывает их сам, исходя из своих представлений о том, каким должен быть идеальный соискатель вакантной должности.
Риск того, что эти требования окажутся некорректными, не ниже, чем если бы их сформулировал заказчик.
Возвращаясь к «кефирному гонцу» — нет гарантии, что его общее представление о том, как пекутся блины, позволит ему сделать «правильную» покупку.
Почему покупают «Простоквашино» и откуда берутся дополнительные требования
Наличие сформулированных заказчиком формальных требований абсолютно не исключает выбора по другим критериям, об использовании которых заказчик может даже не догадываться.
Применительно к кефиру предпочтения «гонца» могут выглядеть примерно так:
- Кефир «Простоквашино» вкуснее, чем «Домик в деревне».
- «Дизайн упаковки «Простоквашино» интереснее, чем у «Домика в деревне».
- «Люблю картинки с котиками, поэтому предпочитаю «Простоквашино».
У рекрутеров, естественно, свои «пунктики».
- «Соискатели, которые не пишут сопроводительные письма к резюме, несерьезно относятся к поиску работы».
- «У тех, кто задает много вопросов про условия труда, неправильная мотивация».
- «Профильное образование гораздо важнее, чем профильный опыт работы без образования».
Требованиями все вышеперечисленное вряд ли можно назвать, скорее стереотипами и субъективными предпочтениями, но то, что они во многом определяют результат подбора/выбора, вряд ли кто-то будет отрицать.
Резюме
Работа по подбору персонала ничем не отличается от похода в магазин за кефиром.
В ней нет секретных технологий, ей не нужно обучаться годами.
От исполнителя не требуется никаких особых знаний и умений, кроме здравого смысла и качественного исполнения требований заказчика.
Но, к сожалению, предсказать результаты выбора из множества резюме практически невозможно,
Решения, принимаемые в процессе подбора персонала, всегда будут субъективны и необъяснимы, как бы это ни было неприятно соискателям.
На выбор влияет не только опыт, но и стереотипы и субъективные предпочтения разных людей.
Мы еще вернемся к этому вопросу, когда поговорим об интервью и оценке квалификации.
И кефир в качестве примера нам еще пригодится.
Желаю всем удачи в поиске работы и подборе сотрудников!
Подписывайтесь и получайте анонсы свежих статей
Поделитесь ссылкой на статью с друзьями и коллегами