Логика поиска и SEO оптимизация
Когда вы ищете нужную вам информацию в Яндекс или Гугл, вы вводите в поисковую строку слова и словосочетания, описывающие ваш запрос.
Поисковик открывает страницу поисковой выдачи, и вы бегло просматриваете список ссылок, которые, по мнению поискового робота, соответствуют введенному вами поисковому запросу.
Кликая на ссылки, вы открываете те страницы, на которых надеетесь найти нужную вам информацию.
В поиске нужной информации вы никогда читаете весь текст на открываемых вами страницах сайтов.
Вы «сканируете» взглядом текст, отыскивая в нем ключевые слова и словосочетания, которые подтвердят то, что вы открыли именно ту страницу, которая вам нужна.
Если находите ключевые слова — задерживаетесь на странице, чтобы просмотреть ее внимательно, нет — закрываете, потому что считаете, что страница не соответствует вашему запросу.
Иногда на открытой вами странице вроде и есть нужная информация, но получить ее сложно, так как текст неудобочитаем — слишком длинный, неинформативный, на поиск в нем нужной информации нужно потратить больше времени, чем вы рассчитывали.
Тогда вы, скорее всего, закроете эту страницу и начнете просматривать следующую.
Если владелец сайта, страницу которого вы открыли, хочет, чтобы пользователи находили на ней соответствующую определенному поисковому запросу информацию, а ссылки на содержащие эту информацию страницы попадали на первую страницу поисковой выдачи, владелец сайта должен постоянно работать над поисковой оптимизацией этой страницы (англ., search engine optimization, SEO).
SEO и оптимизация резюме соискателей
Догадались, куда я клоню — рекрутер или наниматель, который просматривает базу резюме на hh или superjob, размещает вакансии и просматривает отклики, работает с информацией так же, как пользователь Яндекс или Гугл.
Квалифицированный рекрутер «сканирует» открытую страницу с резюме не дольше 10-12 секунд.
Никто не вчитывается в резюме, в которых по канонам докомпьютерной эпохи подробно, с использованием глаголов действия и измеримых показателей описаны достижения соискателя.
С переходом документов в электронный формат изменились принципы поиска и обработки информации, увеличились объемы и скорость ее обработки.
Если специалисту по подбору персонала необходимо просмотреть в базе данных hh.ru или superjob.ru 500-700 резюме, он по определению не может позволить себе читать текст резюме — он «сканирует» его, отыскивая соответствующие описанию вакансии ключевые слова и словосочетания.
Если следовать логике SEO оптимизации, то релевантным поисковому запросу будет текст резюме, содержащий ключевые слова из названий и описаний вакансий.
Если не задумываться о том, по какому запросу работодатель должен увидеть в выдаче ваше резюме, то его текст может оказаться несоответствующим поисковому запросу потенциального нанимателя.
Резюме, в котором желаемая должность указана как «специалист по грузоперевозкам», не будет показано в поисковой выдаче по поисковому запросу «менеджер по логистике», а в качестве отклика будет просмотрено в последнюю очередь, резюме web developer, скорее всего, окажется в конце страницы поисковой выдачи работного сайта по запросу frontend developer.
Если соискатель хочет быть на первых позициях в выдаче по запросу «менеджер по продажам промышленного оборудования», стоит указывать эту фразу и в названии желаемой должности, и в опыте работы — разумная логика и частота повторения ключевых слов в тексте резюме повышают шансы на то, что поисковые алгоритмы hh.ru и superjob и наниматель сочтут резюме достойным поднятия в топ выдачи по поисковому запросу.
1О услуг соискателям от HR-ПРАКТИКА
Когда резюме соискателей не нравятся роботам и людям
Когда для поиска нужного резюме используется база резюме, его соответствие запросу определяет поисковый алгоритм, когда ваше резюме попадает в ленту откликов, с ним работает человек.
Логика обработки информации и человеком, и роботом почти одинакова и требования SEO-оптимизации текстов под Яндекс и Гугл и человека ничем не отличаются.
С ключевыми словами мы уже разобрались, но не менее важным требованием SEO является возможность легко и быстро найти в тексте нужную информацию.
Рекрутеру текст вашего резюме может показаться чересчур длинным, неинформативным, перегруженным лишними словами и не имеющим отношения к поисковому запросу.
Если в течение нескольких секунд он не найдет в тексте слов, которыми описаны содержание работы или требования к квалификации в вакансии, над которой он работает, то страница с резюме будет закрыта.
К сведению — поисковики, фиксирующие статистику «отказов» — количество закрытий страницы сайта менее через 5-10 секунд, указывающую на то, что пользователи не находят на ней нужную информацию по поисковому запросу, снижают позиции сайта в поисковой выдаче, считая контент сайта недостаточно качественным — в SEO это называется учетом поведенческих факторов.
В отношении «живых» пользователей баз резюме можно сказать следующее — если вы потратили кучу времени на то, чтобы подробно описать свой опыт максимально подробно, и категорически отрицаете даже гипотетическую возможность урезания вашего текста, будьте готовы к тому, что рекрутеры будут закрывать ваше резюме, не считая возможным тратить время на поиск информации в массиве малозначимых слов, которые не несут никакой полезной информации.
Поэтому оптимизация резюме предполагает подготовку текста, с которым удобно работать тем, кто ищет сотрудников.
Какие выводы стоит сделать соискателям
Приоритетом при составлении текста резюме является оптимизация резюме под запросы рекрутеров и нанимателей.
Стилистические изыски и подробности описания опыта и навыков вторичны и препятствуют поиску и восприятию необходимой информации.
Основное, на что стоит обращать внимание — содержание в резюме ключевых слов и удобство резюме для чтения — «вода», речевые, стилистические ошибки и неинформативность текста уменьшают шансы соискателя получить желаемую должность.
Всем успехов в поиске работы и карьере!
Про кейсы с правками резюме, алгоритм подготовки резюме и исправление в нём ошибок читайте в рубрике Поиск работы и планирование карьеры.
Подписывайтесь и получайте анонсы свежих статей
Поделитесь ссылкой на статью с друзьями и коллегами