Что такое «шаманить»
Шаманить — это зарабатывать двумя распространенными шаманскими способами:
Способ 1: выдавать за тайное и непостижимое знание понятные на уровне здравого смысла решения простых задач;
Способ 2: продвигать и продавать ультрасовременные и мегаэффективные технологии, освоение которых якобы наделяет владеющего ими индивида магической силой.
Проще выражаясь, «шаманить» — это морочить голову потребителям товаров и услуг, делая из простого суперсложное и непостижимое или продавая несуществующие сверхтехнологии.
Примеры шаманства по способу 1
Все знают простейший принцип управления «не можешь-научим, не хочешь — заставим».
Казалось бы, здесь ничего не усложнить, но, оказывается, есть что — заложенную в этот принцип логику сообразительные люди (вроде Херси и Бланшара) назвали моделью ситуационного руководства. С тех пор обучение применению этой модели хорошо продается в виде тренингов, о её применении издаются книги и пишутся статьи.
Вряд ли советские экономисты по труду предполагали, что за такую рутинную работу, как разработка тарифных сеток, их соотечественники в современной России будут платить британским и американским компаниям десятки миллионов рублей.
Оказалось, что для монетизации советской разработки нужно было всего лишь придумать звучный термин «грейдинг» и сопроводить ранжирование должностей сложными методиками расчетов. Любопытно, что первая ранжированная таблица должностей была учреждена указом Петра I от 24 января (4 февраля) 1722 года — 200 лет назад, а актуальная даже по современным меркам математическая модель оценки должностей использовалась при разработке ЕКС и ЕТКС с 1950 года. Зато американцы из того же «Хэй Груп» так здорово продвинули идею и придумали настолько мудреные алгоритмы, что внедрение тарифных сеток стало магией, владение которой отлично продавалось в России.
Примеры шаманства по способу 2
В топе таких примеров навсегда останется мегапроект по разработке национальной системы квалификаций, чаще упоминаемый как проект по разработке и внедрению профессиональных стандартов.
Мало кто знает, что авторы проекта и те, кто в нем в той или иной степени участвовал, заработали на нем примерно 5 млрд. рублей, из которых 4 млрд. — субсидии и платежи из бюджета, остальное — оплата работодателями курсов, семинаров и консультаций по внедрению профессиональных стандартов и расходы на приведение работников в соответствие требованиям профессиональных стандартов, из двух тысяч которых обязательным для применения является только (внимание!) один.
Вряд ли кто-то ощутил обещанное чудодейственное влияние профессиональных стандартов на экономику страны и благосостояние трудящихся. Честно говоря, этого и не стоило ожидать, потому что национальная система квалификаций в России всегда была одной из лучших в мире и сложилась еще в 50-е годы прошлого века. Профессиональные стандарты предсказуемо ничего не изменили, а вот коммерческий успех проекта навсегда останется выдающимся достижением.
Купить амулет, заряжающий энергией лидерства или прокачивающий эмоциональный интеллект, конечно же, в двадцать первом веке никто не предлагает, а вот тренинги, на которых можно за пару дней подкорректировать харизму и развить свой эмоциональный интеллект, очень даже хорошо продаются. Многим хочется верить в то, что настоящий лидер может вести за собой команду, не утруждая себя такой управленческой рутиной, как постановка задач, контроль и обратная связь. А эмоциональный интеллект и вовсе наделяет обладающего им руководителя или специалиста магической силой влияния на сотрудников. Список можно продолжать бесконечно — волшебных фишек, которыми можно себя «прокачать», изобретено немало.
Есть на шаманском рынке и специфические продукты, которые отлично «цепляют» своей сложностью неуверенных в своей компетентности руководителей и специалистов. Главное, убедить их в том, что применение Big data, BSC, KPI гарантированно обеспечат эффективность управления, надо только научиться выбрать правильные показатели, и бизнес сразу «взлетит». Для того, чтобы вступить в секту поклонников математических методов управления персоналом, достаточно веры в то, что цифры никогда не врут, что сотрудники не придумают, как обмануть волшебные формулы, а математические выкладки гарантированно обеспечат эффективное управление. С этой верой можно жить долго и счастливо, пока не кончатся деньги на консультантов, упорно работающих над внедрением в компании передовых технологий.
Еще одна тема — раскрутка трендовой идеи, как, к примеру, то, что использование социальных сетей для подбора персонала на порядок эффективнее работных сайтов. Если вас смогут убедить в том, что вы не подбираете персонал в социальных сетях быстрее, чем с помощью HH и Superjob по вине вашей отсталости, то вы купите специальный курс и будете ждать, что после его прохождения в ваш отдел кадров будут стоять очереди.
В третий глаз и рентгеновское зрение в наше время взрослые люди не верят, а вот мегаэксклюзивным диагностическим методикам, желательно от иностранных авторов, которые со стопроцентной надежностью оценят управленческий потенциал, лидерские качества и способность соискателя работать в команде, некоторые коллеги очень даже верят. И покупают, и хвалят, и рекомендуют.
Продолжать приводить примеры не буду, сожалею, если случайно обидел кого-то из коллег.
Перечисленные услуги и методы востребованы, и это реальность.
Это не хорошо, и не плохо — на то есть объективные причины.
В первую очередь, они, конечно, связаны со спецификой отрасли, ведь IT-специалисты, маркетологи и инженеры в большинстве своем в чудеса верить не склонны.
Курс «Практика управления персоналом»
Пять причин для шаманства в сфере управления персоналом
Причина 1
Управлять людьми могут не все, а те, кому это сложно управлять, склонны верить в чудеса
Сильный руководитель, по моей статистике, приходится один на 700-1000 рядовых сотрудников.
При этом, как правило, уровень развития управленческих компетенций такого руководителя не связан с количеством прочитанных книг, посещенных семинаров и тренингов или наличием диплома MBA.
Те, кто в управлении людьми не силен, склонны верить в чудеса, с помощью которых можно справиться с любыми кадровыми проблемами.
Никому не хочется признавать свою управленческую несостоятельность, это не очень комфортно, поэтому неэффективные руководители верят в «волшебную таблетку», которая способна разом решить все их проблемы с управлением персоналом.
Причина 2
Маркетинг решает все
Если есть рыночные ожидания, определяемой готовностью платить за чудеса, то предложение соответствует спросу.
Поэтому рынок услуг в сфере управления персоналом развивается так же, как и любой другой.
Создаются и попадают в тренд новые продукты, проводятся бесплатные продающие мероприятия, инициируются обсуждения в социальных сетях, пишутся статьи, повышающие восприимчивость к новомодным течениям в управлении персоналом.
Понятия, используемые в сфере управления — «мотивация», «адаптация», «аттестация», «оценка компетенций», «кадровый резерв», «грейды», «вовлеченность», «ассессмент», «управление по целям», «процессное управление», «управление талантами» всегда на слуху — найти целевую аудиторию и предложить ей свои услуги не очень сложно.
Причина 3
Преподаватели, консультанты, тренеры, авторы книг и блогеры зарабатывают на продаже ноу-хау
Не всем хочется ежедневно трудиться в штате одной компании, решая рутинные задачи обеспечения её людскими ресурсами, кто сразу уходит в консалтинг и преподавание, не смущаясь отсутствием опыта практической работы в сфере управлениям персоналом.
Опытных практиков, работающих в сфере управления персоналом, мало чем удивишь, но харизматичный консультант может убедить их поверить в существование волшебных технологий, способных избавить их от однообразной и скучной работы.
Главное, уверенно заявлять, что все получится — многие склонны верить в чудеса, так что можно зарабатывать на обучении и внедрении технологий, которые неприменимы на практике.
Это отдельная отрасль, в которой занято немало людей.
Причина 4
Признавать ошибки и неудачи в сфере управления персоналом не принято
Если какое-то лекарство не помогает, его снимут с производства, а вот в том, что магическая управленческая технология не сработала, никто не признается.
Даже если ожидаемый результат не был достигнут, можно выступить на конференции или форуме и сообщить об успехе, ведь проверять никто не будет.
Опыт неудачных проектов в сфере управления персоналом редко кого останавливает на пути к заветной цели, даже если было выбрано сомнительное средство.
Ну, попробовали, ну, не получилось.
Персонал неправильный, поэтому не подействовало, штатный HR-специалист оказался не так хорош, как хотелось, бизнес уникальный.
Обычно танцы с бубном меняются на волшебное зелье, меняется тренер/консультант/специалист по управлению персоналом, и поиск решения задач управления продолжается.
Руководители верят, что если не поможет одно средство, то точно поможет другое, пробуют, ждут результатов, за это время появляются новые технологии — процесс бесконечен.
Причина 5
Лоббизм и возможность на нем заработать
То, что разработка профессиональных стандартов была провальным проектом во всех странах, которые пытались ее реализовать, было известно еще до того, как проект был запущен в России — есть соответствующий доклад Международной организации труда, из которого следовало, что во всех странах реализация подобных проектов ничем, кроме «распила» бюджета не заканчивалась.
Конечно, авторы проекта об этом знали, но поэтому с помощь лобби сломили сопротивление тех, кто пытался препятствовать запуску проекта — ведь идея проекта была настолько привлекательна, что на нее повелось даже первое лицо государства.
Цена вопроса — 4 млрд. субсидий, за расходование которых никто ни с кого никогда не спросит.
В сфере управления персоналом есть и другие «темы», также финансируемые государством, но они менее известны.
Шаманство с оплатой услуг из госбюджета более чем успешный бизнес.
80 программ обучения HR специалистов
Вместо заключения
Шаманить могут и бухгалтер, и программист, и автослесарь.
Но оценить работу этих специалистов часто проще, чем оценить качество продуктов и услуг в сфере управления персоналом — вот почему в управлении персоналом шаманство процветает.
Это объяснимо — сфера отношений между людьми в разы сложнее, чем работа с документами, машинами или в цифровой среде.
Выбирая метод или инструмент решения задачи управления персоналом убедитесь, что действительно понимаете, как будет достигнут результат, а не стараетесь поверить в чудо.
Будьте реалистами и призывайте на помощь здравый смысл.
Всем успехов и удачи!
Подписывайтесь и получайте анонсы свежих статей
Поделитесь ссылкой на статью с друзьями и коллегами
Статья хорошая. Затрагивает конечно не только HR. Полагаю эчары меньше будут возмущаться на свой счет, поэтому в скором будущем ожидаем похожее про др направлениям, если это пройдет обкатку. Волшебников и кудесников много, покупатели тоже имеются. А раз так, на каждого купца и свой товар. Когда акционер знает чего он хочет достичь, то он имеет право выбора, а если он реалист, то и выбор не будет предполагать решение проблем за 2-3 дня. Так что есть и шаманство, есть и реализм. Право каждого за выбором.
Денис, а интересно, крупные бюрократичные компании (не только предпринимателськие, где вы все это можете собственнику обьяснить) у вас покупают? Не сочтите за провокацию, я двумя руками поддерживаю высказанные вами мысли, но обьяснять подобное — мне по крайней мере — удается только собственникам и гендиректорам, очень редким HR Директорам… Интересен Ваш опыт в этом отношении
Аслан, покупают и большие, и маленькие компании. Мы ведь не ходим в крестовые походы против шаманства. Проповедничество — занятие неблагодарное. Мы просто не беремся за работу, если результата в виде наивно ожидаемого чуда точно не будет. Безусловно, это наш конкурентный недостаток, но это жизненная позиция — обманывать нехорошо.
Как в инете говорят: «Если работодатель ищет волшебника, то чаще всего он находит сказочника». А шаманы сказки хорошо сказывают)