5 причин, по которым в управлении персоналом принято шаманить

шаманство и управление персоналом

Что такое «шаманить»

Шаманить — это зарабатывать двумя распространенными шаманскими способами:

Способ 1: выдавать за тайное и непостижимое знание понятные на уровне здравого смысла решения простых задач;

Способ 2: продвигать и продавать ультрасовременные и мегаэффективные технологии, освоение которых якобы наделяет владеющего ими индивида магической силой. 

Проще выражаясь, «шаманить» — это морочить голову неспециалистам и даже специалистам, делая из простого суперсложное и непостижимое или продавая несуществующие сверхтехнологии. 

Примеры шаманства по способу 1

Все знают простейший принцип управления «не можешь-научим, не хочешь — заставим».

Казалось бы, что здесь нечего усложнить, но, оказывается, есть что — заложенную в этот принцип логику сообразительные люди (вроде Херси и Бланшара) назвали моделью ситуационного руководства. С тех пор обучение работе с этой моделью хорошо продается в виде тренингов, издаются книги и пишутся статьи.

Вряд ли советские экономисты по труду предполагали, что за такую рутинную работу, как разработка тарифных сеток, их соотечественники в современной России будут платить британским и американским компаниям десятки миллионов рублей.

Оказалось, что для монетизации советской разработки нужно было всего лишь придумать звучный термин «грейдинг» и сопроводить ранжирование должностей сложными методиками расчетов. Любопытно, что первая ранжированная таблица должностей была учреждена указом Петра I от 24 января (4 февраля) 1722 года — 200 лет назад, а актуальная даже по современным меркам математическая модель оценки должностей использовалась при разработке ЕКС и ЕТКС с 1950 года. Зато американцы из того же «Хэй Груп» так здорово продвинули идею и придумали настолько мудреные алгоритмы, что внедрение тарифных сеток стало магией, владение которой отлично продавалось и продается, в том числе и в России.

Примеры шаманства по способу 2

В топе таких примеров навсегда останется мегапроект по разработке национальной системы квалификаций, чаще упоминаемый как проект по разработке и внедрению профессиональных стандартов.

Мало кто знает, что авторы проекта и те, кто в нем в той или иной степени участвовал, заработали на нем примерно 3-4 млрд. рублей, из которых 3,5 млрд. — субсидии и платежи из бюджета, остальное — оплата работодателями курсов, семинаров и консультаций по внедрению профессиональных стандартов и расходы на приведение работников в соответствие требованиям профессиональных стандартов, из двух тысяч которых обязательным для применения является только (внимание!) один.    

Вряд ли кто-то ощутил обещанное чудодейственное влияние профессиональных стандартов на экономику страны и благосостояние трудящихся. Честно говоря, этого и не стоило ожидать, потому что национальная система квалификаций в России всегда была одной из лучших в мире и сложилась еще в 50-е годы прошлого века. Профессиональные стандарты предсказуемо ничего не изменили, а вот коммерческий успех проекта навсегда останется выдающимся достижением.

Купить амулет, заряжающий энергией лидерства или прокачивающий эмоциональный интеллект, конечно же, в двадцать первом веке никто не предлагает, а вот тренинги, на которых можно за пару дней подкорректировать харизму и открыть в себе эмоциональный интеллект, очень даже хорошо продаются. Многим хочется верить в то, что настоящий лидер может вести за собой команду, не утруждая себя такой управленческой рутиной, как постановка задач, контроль и обратная связь. А эмоциональный интеллект и вовсе наделяет обладающего им руководителя или специалиста магической силой влияния на сотрудников. Список можно продолжать бесконечно — волшебных фишек, которыми можно себя «прокачать», изобретено немало.

Есть на шаманском рынке и специфические продукты, которые отлично «цепляют» своей сложностью неуверенных в своей компетентности руководителей и специалистов.   Главное, убедить их в том, что применение Big data, BSC, KPI гарантированно обеспечат эффективность управления, надо только научиться выбрать правильные показатели, и бизнес сразу «взлетит». Для того, чтобы вступить в секту поклонников математических методов управления персоналом, достаточно веры в то, что цифры никогда не врут, что сотрудники не придумают, как обмануть волшебные формулы, а математические выкладки гарантированно обеспечат эффективное управление. С этой верой можно жить долго и счастливо, пока не кончатся деньги на консультантов, упорно работающих над внедрением в компании передовых технологий. 

Еще одна тема — раскрутка трендовой идеи, как, к примеру, то, что использование социальных сетей для подбора персонала на порядок эффективнее работных сайтов.  Если вас смогут убедить в том, что вы не подбираете персонал в социальных сетях быстрее, чем с помощью HH и Superjob по вине вашей отсталости, то вы купите специальный курс и будете ждать, что после его прохождения в ваш отдел кадров будут стоять очереди.

В третий глаз и рентгеновское зрение в наше время взрослые люди не верят, а вот мегаэксклюзивным диагностическим методикам, желательно от иностранных авторов, которые со стопроцентной надежностью оценят управленческий потенциал, лидерские качества и способность соискателя работать в команде, некоторые коллеги очень даже верят. И покупают, и хвалят, и рекомендуют.

Продолжать приводить примеры не буду, сожалею, если случайно обидел кого-то из коллег.

Перечисленные услуги и методы востребованы, и это реальность.

Это не хорошо, и не плохо — на то есть объективные причины.

В первую очередь, они, конечно, связаны со спецификой отрасли, ведь IT-специалисты, маркетологи и инженеры в большинстве своем в чудеса верить не склонны.

Курс «Практика управления персоналом»

Пять причин для шаманства в сфере управления персоналом

 Причина 1

Управлять людьми могут не все, а те, кто не могут, верят в чудеса  

Эффективный менеджер, по моей статистике, приходится один на 500-700 сотрудников.

И чаще всего эффективность такого руководителя не имеет никакого отношения к количеству прочитанных книг, посещенных семинаров и тренингов или наличию диплома MBA.

Те, кто в управлении людьми не силен, склонны верить в чудеса, с помощью которых можно безболезненно вылечить все кадровые проблемы.

Иначе им придется искать ответ на вопрос о причинах неэффективного управления в себе, а это, скажем так, не очень комфортно.

Причина 2

Маркетинг решает все

Если есть рыночные ожидания, определяемой готовностью платить за чудеса, то предложение соответствует спросу.  

Поэтому рынок услуг в сфере управления персоналом развивается так же, как и любой другой.

Создаются и попадают в тренд новые продукты, проводятся бесплатные продающие мероприятия, инициируются обсуждения в социальных сетях, пишутся статьи, повышающие восприимчивость к новомодным течениям в управлении персоналом.

Понятия, используемые в сфере управления — «мотивация», «адаптация», «аттестация», «оценка компетенций», «кадровый резерв», «грейды», «вовлеченность», «ассессмент», «управление по целям», «процессное управление», «управление талантами» всегда на слуху — найти целевую аудиторию и предложить ей свои услуги не очень сложно.

Причина 3

Преподавателям, консультантам, тренерам, авторам книг и блогерам хочется кушать

Не всем хочется и не все способны ежедневно трудиться в штате одной компании.

Но зарабатывать нужно всем, а практиков, работающих в сфере управления персоналом, мало чем можно удивить.

Но, если постараться, можно убедить их в том, что есть волшебные технологии, способные избавить их от однообразной и скучной работы, и зарабатывать на обучении и внедрении таких технологий.

Главное, уверенно заявлять, что все получится, и обещать светлое будущее —  в конце концов, многие склонны верить в чудеса.

Причина 4

Признавать ошибки и неудачи в сфере управления персоналом не принято

Если какое-то лекарство не помогает, его снимут с производства, а вот в том, что магическая управленческая технология не сработала, никто не признается.

Даже если ожидаемый результат не был достигнут, можно выступить на конференции или форуме и сообщить об успехе, ведь проверять никто не будет.

Опыт неудачных проектов в сфере управления персоналом редко кого останавливает на пути к заветной цели, даже если было выбрано сомнительное средство.

Ну, попробовали, ну, не получилось.

Персонал неправильный, поэтому не подействовало, штатный HR-специалист оказался не так хорош, как хотелось, бизнес уникальный.

Обычно танцы с бубном меняются на волшебное зелье, меняется тренер/консультант/специалист по управлению персоналом, и поиск решения задач управления продолжается.

Руководители верят, что если не поможет одно средство, то точно поможет другое, пробуют, ждут результатов, за это время появляются новые технологии — процесс бесконечен.

Причина 5

 Лоббизм и возможность на нем заработать

То, что разработка профессиональных стандартов была провальным проектом во всех странах, которые пытались ее реализовать, было известно еще до того, как проект был запущен в России — есть соответствующий доклад Международной организации труда.

Авторы проекта об этом знали, но успешно сломили сопротивление тех, кто пытался на это указывать, ведь продвигаемая лоббистами идея об ожидаемых благах после реализации этого проекта звучала настолько привлекательно, что на нее повелось даже первое лицо государства.

Цена вопроса — 3,5 млрд. субсидий, за расходование которых никто ни с кого никогда не спросит.

В сфере управления персоналом есть и другие «темы», также финансируемые государством, но они менее известны.

Шаманство за счет бюджета более чем успешный бизнес.  

80 программ обучения HR специалистов

Вместо заключения

Шаманить могут и бухгалтер, и программист, и автослесарь.

Но оценить работу этих специалистов легче, чем оценить качество продуктов и услуг в сфере управления персоналом — вот почему в управлении персоналом шаманство процветает.

Это объяснимо — сфера отношений между людьми в разы сложнее, чем работа с документами, машинами или в цифровой среде.

Выбирая метод или инструмент решения задачи управления персоналом убедитесь, что действительно понимаете, как будет достигнут результат, а не стараетесь поверить в чудо.

Будьте реалистами и призывайте на помощь здравый смысл.

Всем успехов и удачи!

HR-ПРАКТИКА

Подписывайтесь и получайте анонсы свежих статей

TW   FB   VK   Ln   ОК   INST   MM  

 Telegram   Yotube   Pin   Zen   Whatsapp   Viber

Поделитесь ссылкой на статью с друзьями и коллегами

комментария 4

Comments are closed.

Заказать звонок

[contact-form-7 id=»51″ title=»Заказать звонок»]

×