30 причин не увольнять плохих работников — обзор от HR-ПРАКТИКА

32 причины не увольнять плохих работниковПро причины, по которым не увольняют плохих работников

Не будем пока задумываться о том, что причин привлекать и удерживать в штате хороших работников может оказаться гораздо меньше — это будет темой другой статьи — в этой раскроем уже заявленную тему.

Часть причин, по которым не увольняют плохих работников, можно отнести к условно объективным, другие связаны с отношением к плохим работникам руководителей, третьи можно объяснить особенностями психологии межличностных отношений.

В списке перечисленных ниже причин деления на группы нет, мы разберем все причины в произвольном порядке, чтобы понять, почему плохие сотрудники так дороги руководителям, и какие факторы вынуждают работодателей отказаться от увольнения неэффективных сотрудников.

1. У плохих работников есть достоинства, перевешивающие недостатки

Кто сказал, что о человеке нужно судить только по качеству и объему его работы? Хорошие отношения с коллегами, общие интересы, совместный досуг вне работы могут быть важнее, чем лень и безответственное отношение к работе.

2. Они нравятся руководителю

Нравиться руководителю могут и плохие, и хорошие работники. Неважно, по какой причине один человек нравится другому, к сотруднику, которому симпатизирует руководитель, не может быть претензий.

3. Плохие работники вовсе не плохие

Кто вам сказал, что работники, которых вы считаете плохими, в действительности являются таковыми? Во-первых, всё зависит от того, как руководитель оценивает результаты работы, возможно, его все устраивает, во-вторых, может оказаться, что на общем фоне эти работники просто звёзды.

4. Лучше не найти

Некоторые руководители боятся, что лучших подчиненных, чем те, что уже есть, им не найти. Да, эти не без недостатков, но лучше такие, чем хуже.

5. Устраивает соотношение цена/качество

Да, к работе сотрудника есть замечания, но с учетом размера его заработной платы результат работы признается удовлетворительным.

6. Жалко увольнять

Потеря работы сопровождается сильными эмоциями — обида, страх, разочарование. Не каждый руководитель готов расстроить и оставить без работы и без зарплаты своего подчиненного.

7. Страшно увольнять

К агрессии, возражениям, спорам и прочим побочным эффектам разговоров об увольнении готовы не все, поэтому неприятный момент начала разговора об увольнении может откладываться бессчетное количество раз.

8. Запрещено увольнять

Есть люди, принятые на работу «по знакомству». Неважно, как они работают, без особого распоряжения их не уволят.

9. Боязнь судебных исков и жалоб в надзорные органы

Бывает, с работником, угрожающим работодателю судами и жалобами в ГИТ, настолько боятся связываться, что руководитель даже не делает ему замечаний.

10. Не принято увольнять

Есть компании, основным элементом культуры которых является забота о работнике, сама работа второстепенна. Из них увольняются по собственному желанию, подталкивать сотрудника к увольнению не принято, как бы плохо он не работал.

11. Не найти других

Все в курсе, что на рынке труда имеет место дефицит людских ресурсов. Для того чтобы не остаться без подчиненных, руководителям нередко приходится даже воздерживаться от замечаний тем работникам, которые их явно заслуживают.

12. Не умеют увольнять

В процедуре увольнения нерадивого работника нет ничего сложно, но некоторые руководители не признаются, что не знают, как правильно уволить. Поэтому терпят и работают с теми, кто есть.

13. Приятно общаться

На плохих работников можно кричать, можно ругаться, они не обижаются и не возражают, когда руководитель вмешивается в их работу и даже делает ее за них.

14. С ними комфортно

Так как к плохим работникам есть претензии, у них нет требований к руководителю и отстаивать свое мнение они тоже не будут. С подчиненными, которые стараются не раздражать начальника, работать комфортно.

15. Не «подсидят»

Руководитель может чувствовать себя в безопасности — вряд ли работники, к работе которых есть замечания, смогут когда-нибудь занять его место.

14. Есть на кого свалить

Любые управленческие просчеты легко списать на человеческий фактор. Либо работников нет, либо работники «не те». Если «не те», то руководитель не виноват — все вопросы к кадровой службе — она не обеспечила его людскими ресурсами надлежащего качества.

15. Нужны для контраста

Даже если руководитель сам не поражает руководство блестящими результатами, то на фоне безрадостной картины работы его подчиненных руководству он кажется бесценным и незаменимым ресурсом.

16. Обходятся дешевле

Если постоянно напоминать работникам, что результаты их работы не устраивают руководителя, вряд ли они заведут разговор о повышении заработной платы. Если все-таки заведут, можно напомнить им, что сам факт того, что их не увольняют, уже обязывает их быть довольными условиями труда.

Курс «Практика управления персоналом»

17. Устраивает результат работы

Возможно, какую-то работу можно сделать и быстрее, и качественнее, но кто сказал, что руководителю это нужно. Бывает, что то, что другим кажется неприемлемым, руководителя полностью устраивает. К слову, если выполнять работу быстро и качественно, то такой результат от работников придется требовать всегда — не все руководители в этом заинтересованы, ведь вышестоящее руководство также поймет, что результат работы подразделения может быть лучше.

18. Страх перед хорошими работниками

Они востребованы на рынке труда, они ценят себя, они могут знать и уметь больше руководителя, ими нужно уметь управлять. Лучше оставить плохих — с ними проще, безопаснее и комфортнее.

19. Страх перемен

От привычек избавляться нелегко, еще тяжелее — что-то менять в рабочем процессе — привыкать к новым людям, обучать, контролировать, перестраивать рабочие процессы. Это лишний стресс, которого хочется избежать, так что проще оставить плохих работников. Как-то работают — и ладно.

20. Не нужно думать об удержании

Плохие работники никому не нужны — можно не бояться, что их переманят конкуренты.

21. Лояльность

Личная верность и безоговорочная преданность могут оказаться весомее рабочих качеств.

22. Повышают самооценку

Если рядом люди, сравнение с которыми позволяет каждый день чувствовать себя самым успешным и самым умным, вряд ли руководителю захочется их увольнять.

23. Считают, что они лучшие

Есть работники, которые искренне уверены в том, что они отлично справляются с работой, а претензии руководителя необоснованы и надуманы. Иногда руководителю проще оставить их в покое, чем доказывать обратно и добиваться их увольнения. Бывает, что такие работники, искренне возмущенные тем, что их не ценят, сами покидают компанию.

30 программ обучения для руководителей

24. 20 плохих работников заменяют 10 хороших

Руководителю может быть выгоднее держать в штате 20 плохих работников, чем 10 хороших. Во-первых, это повышает статус руководителя, так как у него много подчиненных, во-вторых, минимизирует сбои в работе, потому что сам по себе объем работы одного работника невелик, и потеря одной штатной единицы некритична из-за небольшой нагрузки, которую легко распределить на других сотрудников. При небольшой численности и высокой нагрузке на каждого работника от руководителя требуется больше усилий для обеспечения результативной работы, поэтому для упрощения работы руководителя проще держать избыточный штат. Это работает не всегда и не везде — 2 неквалифицированных станочника никогда не заменят токаря 6 разряда, но к работам, где по умолчанию не требуется высокая квалификация, такой подход применим.

25. Отношения в коллективе

Сложно уволить приятного во всех отношениях работника, если есть риск, что факт увольнения отразится на отношениях с руководителем коллег уволенного работника. Бывает, что из ложной солидарности они увольняются — не все руководители готовы к такому развитию ситуации.

26. Нежелание признавать ошибки

Бывает, что руководитель не готов признавать ошибки, совершенные при найме сотрудника, оказавшегося плохим работником — в этом случае процесс увольнения будет небыстрым.

25. Не хочется обучать новых работников

В случае увольнения плохих работников руководителю придется учить новичков тому, что он, возможно сам уже давно не делает, помогать адаптироваться и поддерживать в работе. Не всем этого хочется, проще оставить как есть.

27. Неконкурентоспособная заработная плата

Если очевидно, что предлагаемая заработная плата не заинтересует соискателей, которые смогут показать лучшие результаты работы, нет смысла увольнять сотрудников, которые худо-бедно справляются со своими обязанностями

28. Тяжелые условия труда

Если девять из десяти соискателей отказываются от предложенной работы, считая условия труда неприемлемыми, руководителю будет нелегко расстаться даже с плохими работниками

29. Нездоровая атмосфера в коллективе

«Дедовщина», сплетни, плохое отношение к новичкам, плохая организация труда, неэффективное руководство, плохая организация труда, грубость и прочие малоприятные элементы нездоровых трудовых отношений легко сведут на «нет» любые попытки укомплектовать штат хорошими работниками, поэтому плохими придется дорожить и мириться с результатами их работы.

30. Плохой руководитель

Не стоит удивляться, что он не увольняет достойных его подчиненных — у него нет сомнений в качестве их работы.

Вместо заключения

Не исключаю, что в перечне причин вы найдете и те, по которым ваша компания не расстаётся с плохими сотрудниками, но основная цель этой статьи — научить пониманию логики управленческих решений тогда, когда она неочевидна — этот навык необходим тем, кто управляет персоналом или является специалистом в области управления людскими ресурсами.

Подробнее об увольнениях читайте в статьях о том, Почему увольняются работники и увольняют работодатели, про 11 худших способов уволить работника и Кейс про увольнение директора по персоналу или как заработать 3 млн за один день

Всем успехов, умных и работящих коллег!

HR-ПРАКТИКА

   Перейти в Каталог статей

   Перейти в Каталог программ обучения

   Перейти в Каталог консультационных услуг

Подписывайтесь и получайте анонсы свежих статей

TW   FB   VK   Ln   ОК   INST   MM  

 Telegram   Yotube   Pin   Zen   Whatsapp   Viber

Поделитесь ссылкой на статью с друзьями и коллегами

Заказать звонок

[contact-form-7 id=»51″ title=»Заказать звонок»]

×