Нематериальная мотивация: награждение лучших.

,

Автор: Денис Карандашев

про награждение

Когда награждение уместно?

Официальная часть корпоративных мероприятий обычно не отличается оригинальностью.

Ее обязательным атрибутом является выступление первого лица компании.

Содержание самого выступления, как правило, все знают заранее.

Руководитель говорит про успехи и достижения, про то, что год был трудный и сложный, что все молодцы, что было тяжело, но справились, что впереди много работы и интересных целей, которых, он уверен, обязательно достигнет сплоченная команда единомышленников… в общем, вы сами все слышали не раз.

Участники мероприятия терпеливо и уважительно дослушивают речь, аплодируют и с облегчением приступают к собственно развлечениям и отдыху.

Но есть способ сделать мероприятие более полезным и запоминающимся, во всяком случае, для некоторых его участников.

Я имею в виду награждение сотрудников, которые своей работой заслужили признание их заслуг перед компанией.

А может не нужно награждать?

Да, правда, зачем?

Заработная плата и премии — это уже вознаграждение.

Сотрудники хорошо выполнили свою работу — она была справедливо оплачена.

Разве работодатель что-то кому-то еще должен, если за результат он уже заплатил? Нет.

Тогда зачем?

А затем, что  награждение сотрудников для работодателя не дополнительные затраты, а выгодные вложения в будущие дивиденды.

Почему награждать выгодно и при чем тут нематериальная мотивация?

Причина первая — повышается лояльность награждаемого сотрудника.  Нематериальная мотивация в действии.

Понятно, что награда — это не прививка, но тот, чью работу заметили, оценили и при всех признали значимой, не может не испытать при этом позитивных эмоций.

И даже если в повседневной работе он был обделен вниманием и похвалой руководителя, публичное признание и поздравления коллег сгладят прошлые обиды.

Причина вторая — демонстрируются  эталоны корпоративного поведения (о них я уже писал здесь).

Основная идея — вот они, настоящие герои нашей компании — делайте, как они, будьте как они, и вы тоже добьетесь признания и награды.

Причина третья — публичное признание ценности сотрудников и их достижений добавляет очков менеджменту компании.

Пусть это случается один раз в год, но лучше раз, чем ни разу.

Чем можно награждать?

По материальной части ограничений нет.

Деньгами, товарами, услугами, памятными знаками — всем, что уместно и разумно использовать  в качестве награды.

Публичное признание заслуг, теплые слова руководителя, рукопожатие/поцелуй — кому-что ))), аплодисменты и поздравления коллег гораздо важнее материальной составляющей награды.

Трудно ли награждать?

Я бы сказал, да, трудно.

Не вручать и получать — трудно выбрать достойного, успеху которого будут рады коллеги, и на которого будут равняться.

Нет ничего более демотивирующего, чем ежегодное награждение одних и тех же людей или выделение квот для формирования списка награждаемых.

Такая практика сводит все выгоды награждения к нулю, если даже не к минусу.

Как правильно награждать?

Честно — не знаю.

Однажды передо мной стояла задача — разработать четкие критерии отбора претендентов на корпоративные награды.

Четких критериев я разработать не смог — или не справился, или само понятие корпоративного «подвига» само по себе исключает строгое описание.

Но некоторые выводы я все-таки сделал и готов  ими поделиться.

Вывод первый.

При отборе претендентов на награду нужно рассматривать разные категории сотрудников, используя для них разные критерии оценки достижений.

Для топ-менеджера «подвигом» будет являться реализация глобального проекта, а рядовой сотрудник может быть признан «героем» просто за то, что он целый год безотказно и много работал, всегда приходил коллегам на помощь и помогал новичкам.

Вывод второй.

Нужно составить и согласовать текстовое описание того, что может подпадать под  определение «подвиг» для разных категорий сотрудников, например, для руководителя, специалиста или исполнителя.

Наиболее удачным решением этой задачи, мне кажется, будет составление описания в виде некого набора признаков, характеризующих то, что должны совершить сотрудники, достойные награды.

Стоит обратить внимание на то, что признаки, описывающие «подвиг» должны быть всем понятны, и при их перечислении использовались логические операторы «и/или».

Тогда тот (те), кто принимает решение о награждении, смогут принять обоснованное решение, сопоставив достижения претендента с требованиями, изложенными в описании.

Как это может выглядеть, смотри примеры ниже.

Пример 1.

Награждаемые делятся на три группы по следующим номинациям.

Группа 1. «За вклад в развитие компании». Награждаются руководители и сотрудники, внесшие важный и признанный вклад в развитие компании и/или достижение ею стратегических целей.

Группа 2. «За профессионализм и лучшие результаты в работе». Награждаются сотрудники, продемонстрировавшие лучшие результаты в работе, внесшие существенный вклад в решение стоящих перед предприятием сложных задач или реализовавшие сложные проекты или успешно освоившие новые участки работы или проявившие себя на новых должностях.

Группа 3. «За стабильное качество работы и лояльность компании». Награждаются сотрудники, продемонстрировавшие стабильно высокое качество своей работы или принявшие активное участие в решении сложных задач, или внесшие предложения по совершенствованию рабочего процесса или проявившие способность к дальнейшему профессиональному развитию или продемонстрировавшие готовность всегда следовать интересам компании или предотвратившие потери компании вследствие нештатных ситуаций.

Пример 2.

Корпоративный почетный знак (далее в тексте знак) имеет три степени достоинства и изготовлены из разных металлов:

— знак I степени – изготовлен из золота;

— знак II степени – изготовлен из серебра;

— знак III степени – изготовлен из бронзы.

Знаком первой степени награждаются сотрудники, внесшие важный и признанный вклад в развитие предприятия в своей  профессиональной области (управление финансами, документооборотом, персоналом, технология, производство продукции, качество, техническая оснащенность,  логистика, правовое обеспечение  и т.д.).

Знаком второй степени награждаются сотрудники, проявившие в течение периода работы на предприятии профессионализм и выдающиеся результаты в работе, являющиеся экспертами в своей профессиональной области, внесшие существенный вклад в решение стоящих перед предприятием сложных задач, реализацию новых проектов, внедрение технологий, оборудования, успешно освоившие новые участки работы или проявившие себя на новых должностях, принимавшие непосредственное участие в устранении и предотвращении нештатных ситуаций.

Знаком третьей степени награждаются сотрудники, продемонстрировавшие стабильно высокие результаты в работе, доказавшие свою способность решать любую задачу в своей профессиональной области или на своем участке работы, принявшие активное участие в решение сложных задач и проявившие способность к дальнейшему профессиональному развитию.

Вывод третий.

Для сопоставления достижений претендента со стандартным определением они должны быть перечислены в служебной записке, составленной его руководителем.

Кандидатуры рассматриваются первым лицом компании, либо комиссией по награждению.

Вся ответственность за принятие решения в любом случае ложится на руководителя компании, который принимает окончательное решение.

Резюме.

Если мои выводы кому-то пригодятся — буду рад.

Надеюсь, награды найдут своих героев.

Желаю позитива награждающим и награждаемым, успехов и удачи в наступающем году.
Автор: Денис Карандашев

P.S. Получить подробную информацию о 7  решениях задач мотивации персонала, предлагаемых HR-ПРАКТИКА, можно здесь.

      Подписывайтесь на рассылку

Отслеживайте наши новости в социальных сетях.

TW   G+   FB   VK   Ln   ОК   INST

 

Поделитесь ссылкой на статью с друзьями и коллегами

Заказать звонок

*Обязательное поле

×
Написать Денису

Ваше имя (обязательно)

Ваш e-mail (обязательно)

Тема

Сообщение

×
Написать Ольге

Ваше имя (обязательно)

Ваш e-mail (обязательно)

Тема

Сообщение

×