Подбор персонала своими силами — считаем себестоимость и трудозатраты.

,

Автор: Денис Карандашев

Нормирование труда рекрутера

Сколько может стоить подбор персонала?

Разброс цен очень велик.

«Охотники за головами» оперируют частью годового заработка кандидата, многие рекрутеры определяют свой гонорар одной-двумя месячными заработными платами, расценки некоторых кадровых агентства указываются в рублях «за голову».

Работа штатных специалистов по подбору персонала оплачивается повременно  независимо от объема и результатов работы.

Как самостоятельно рассчитать затраты на подбор персонала?

О том, как самостоятельно справиться  с задачей подбора персонала, мы уже писали в статье Подбор персонала: 5 основных способов поиска персонала без HR-ов и рекрутеров.

Расчета затрат несложен — для него нам нужны следующие параметры нашего проекта по подбору персонала:

Работы, которые нужно выполнить, чтобы подобрать сотрудника.

Нормативы – затраты времени на выполнение отдельных операций, связанных с подбором. Под операциями в контексте этой статьи понимаются отдельные виды работ, для которых мы устанавливаем нормативную длительность в минутах.

Сроки и объемы работ – планируемый срок подбора персонала в рабочих днях и количество операций, которые предстоит выполнить сотруднику, занятому поиском и подбором.

Прямые затраты на подбор сотрудника – стоимость часа работы специалиста, занятого подбором персонала, стоимость размещения объявления о вакансии, стоимость доступа к базе резюме.

В качестве примера используем абстрактную должность «Менеджер по ***» и приступим к расчетам.

Перечень работ и нормативы.

Сэкономим время –  при составлении перечня работ сразу оценим,  сколько времени потратим на выполнение отдельных работ.

Для того, чтобы свести ошибки в расчетах к минимуму, затраты времени работ определяем в минимальных и максимальных значениях, по которым потом рассчитывается среднее, на которое в дальнейшем и стоит ориентироваться.

Итак, какие работы мы выполняем в процессе подбора и сколько времени тратим на их выполнение.

Работа 1. Уточняем условия, требования, обязанности вакантной должности. Продолжительность этой работы – от 15 минут до 1 часа (если что-то нужно обсуждать и уточнять).

Работа 2. Проверяем конкурентоспособна ли предлагаемая нами заработная плата. Если делать это экспресс-методом, о котором я расскажу в другой статье, это займет 10-15 минут. Если самостоятельно делать обзор и анализ рынка, то можно уложиться за час-полтора.

Работа 3. Размещаем описание вакансии на сайте – затраты времени от 15 до 40 минут с учетом того, что первоначальный вариант может вам не понравиться, и вы несколько раз отредактируете уже размещенное объявление

Работа 4. Просматриваем базу сайта в поисках нужных резюме. В зависимости от специфики вакансии и опыта формирования поисковых запросов, вы потратите на открытие всех резюме для просмотра от 15 минут до 1 часа. На просмотр одного резюме может уйти от 10 секунд до 1 минуты.  На сортировку выбранных резюме и их сохранение в папках вы потратите от 10 до 40 минут.

Работа 5. Каждый день просматриваем отклики на объявление о вакансии. Просмотр одного резюме займет от 10 секунд до 1 минуты. Сортировка и сохранение резюме – от 5 до 15 минут.

Работа 6. Соискателям, которые нас заинтересовали,  пишем письма или звоним. Время на одно письмо с учетом наличия шаблона-заготовки — от 1 до 3 минут. Длительность исходящего телефонного звонка  соискателю – 3-5 минут.

Работа 7. Отвечаем на звонки соискателей, которые будут связываться с нами по вашей просьбе или уточнять, получили ли вы резюме. Ответ на один звонок займет 1-3 минуты вашего времени.

Работа 8. Проводим очные интервью или интервью по Скайп. Длительность  – от 20 минут до 1 часа.

Работа 9. Проводим также повторные интервью с соискателями или организуем интервью с лицом, принимающим решение, если это не вы – от 30 минут до 1 часа.

Работа 10. Проверяем рекомендации (звоним на предыдущие места работ для сбора дополнительной информации о соискателях) – от 15 минут до получаса.

Работа 11. Рассылаем по почте, через hh.ru или посредством смс отказы соискателям – от 20 минут до 1 часа.

Сроки и объемы работ.

Сколько времени мы планируем потратить на поиск?

Будем оптимистами —  считаем, что справимся не менее, чем за  две недели, но не более, чем за месяц.

Срок мы определили — 10- 20 рабочих дней.

Определяем объемы работ.

Сколько резюме из базы данных  мы планируем просмотреть? От 300 до 500.

Сколько откликов будет приходить за один день на наше объявление о вакансии?  10-20.

Скольким отобранным кандидатам мы будем писать/звонить?  8-12 в день.

С каким количеством интересных кандидатов, откликнувшихся на объявление о вакансии мы общаться по телефону за 1 день. От 2 до 6.

Скольких соискателей мы планируем увидеть очно или на Скайп-интервью? 8-12.

Сколько соискателей будет проходить повторные интервью? 2-4.

У скольких соискателей мы будем проверять рекомендации? 2-3

Прямые финансовые затраты.

Будем считать, что подбор персонала мы поручили сотруднику, который в месяц зарабатывает 50 000 рублей.

Стоимость часа его работы составляет 284 рубля.

Вакансию разместили на hh.ru за 700 рублей.

Доступ к базе резюме в одном регионе на один день обошелся нам в 3000 рублей.

Как рассчитать.

MS Excel в помощь.

Делаем три таблицы – «Работы и нормативы», «Сроки и объемы» и «Финансы» (см. рисунок ниже).

Длительность разовых работ суммируем со значениями, полученными при расчетах, выполняемых с использованием показателей сроков и объемов (количества, дней, звонков, писем, собеседований etc) .

Для простоты оперируем средними значениями нормативов и объемов работ.

Переводим общее количество минут в часы, часы умножаем на стоимость одного часа сотрудника и прибавляем стоимость услуг hh.ru.

Любуемся результатом.

Трудозатраты и себестоимость подбора персонала

Результаты расчета.

При заявленных вводных выполнение работ по подбору персонала обойдется нам в 12604 рубля и займет 31 час рабочего времени при условии, что мы закончим работу за три недели.

Если есть сомнения – проверяйте параметры, используемые для расчета, пробуйте рассчитывать затраты по максимуму и минимуму, вводите допуски на ошибки.

Для чего нужно рассчитывать трудозатраты и себестоимость подбора персонала.

Если у вас есть штатный специалист по подбору персонала – вы сможете оценить его загрузку и «окупаемость».

Если вы сами планируете подбирать персонал, то поймете, есть ли у вас возможность выделить достаточно времени для выполнения этой работы.

Сопоставьте стоимость услуг внешних исполнителей с себестоимостью этой работы при выполнении ее силами сотрудников вашей компании и оцените, какой вариант вам выгоднее.

Резюме.

Понятно, что описанный выше алгоритм расчета не учитывает все детали процесса подбора персонала и качество работы исполнителя.

Не стоит считать расценки кадровых агентств всегда заведомо завышенными – на стоимость услуг существенно влияют риски, связанные со спецификой агентского бизнеса.

В каждом случае нужно отдельно разбираться, какие работы по подбору персонала стоит выполнять своими силами, а выполнение каких работ полностью или частично стоит поручить сторонним специалистам.

Хотите сами рассчитывать затраты на подбор персонала — подпишитесь на нашу рассылку и получите ссылку на таблицу, использованную в этой статье.

Удачи в поиске и подборе персонала.

Автор: Денис Карандашев

P.S. Получить подробную информацию о 14  решениях задач подбора персонала, предлагаемых HR-ПРАКТИКА, можно здесь.

      Подписывайтесь на рассылку

Отслеживайте наши новости в социальных сетях.

TW   G+   FB   VK   Ln   ОК   INST

 

Поделитесь ссылкой на статью с друзьями и коллегами

Заказать звонок

*Обязательное поле

×
Написать Денису

Ваше имя (обязательно)

Ваш e-mail (обязательно)

Тема

Сообщение

×
Написать Ольге

Ваше имя (обязательно)

Ваш e-mail (обязательно)

Тема

Сообщение

×