6 мыслей про профессиональные стандарты и независимую оценку квалификации

Автор: Денис Карандашев

Про независимую оценку

Про заграничные профессиональные стандарты и российские справочники

Советской/российской системе квалификаций, существующей в формате квалификационных справочников (ЕКС и ЕТКС), больше 70 лет.

Разработка квалификационных справочников началась еще в 50-е годы прошлого века, справочники регулярно обновлялись и действуют по настоящее время.

Зарубежный опыт разработки национальных систем квалификаций существенно уступает отечественному — первые упоминания о работах по созданию системам профессиональных квалификаций датируются серединой 80-х годов XX века.

Кроме то, этот опыт не признан успешным — в 2011 году Международной организации труда издан доклад об исследовании опыта внедрения систем профессиональных квалификаций в 16 странах, который содержал выводы о том, что ни в одной стране мира такие  проекты не достигли поставленных целей.

Это не помешало заинтересованным участникам этого проекта в нашей стране вооружиться заграничными технологиями разработки и внедрения профессиональных стандартов.

Стройная теория, статьи, доклады, дорожные карты, презентации, выступления, обсуждения, поддержка первых лиц — применены классические методы запуска проектов, без которых нашей стране никак не обойтись.

Про обязательные профессиональные стандарты

Сразу скажу — их очень мало, хотя многие думают, что все профстандарты обязательны.

В тех отраслях, где требования к квалификации критичны — здравоохранение, транспорт, образование, энергетика и т. д., давно сложилась практика закрепления обязательных требований к квалификации работников нормативно-правовыми актами, начиная с федеральных законов и заканчивая приказами министерств.

Отраслевые надзорные органы, наделенные полномочиями привлекать к ответственности организации, нарушающие обязательные требования к квалификации работников, успешно эти полномочия реализуют — допуск к работе водителя без прав или врача с просроченными сертификатом дорого обходится организации-нарушителю.

Найти полезное применение профстандартам в работающей системе было нелегко, но законодатели справились — требования к квалификации из профессионального стандарта обязательны для исполнения тогда, когда уже принят какой-то нормативный акт, устанавливающий требования к квалификации (ст. 195.3 ТК РФ).

Трудно логично объяснить, зачем из одного действующего документа переписывать требования к квалификации в другой для того, чтобы потом сделать этот документ обязательным в дополнение к первоисточнику, но другого выхода не было — в противном случае последствиями от уклонения от применения профстандартов было бы никого не напугать.

Про деньги и профессиональные стандарты

Стоимость одного лота по разработке профессионального стандарта стоит на сайте «Госзакупки» 550 000 рублей, разработано около 1000 профстандартов.

Даже если разработка хотя бы половины оплачена из бюджета, то разработчики профстандартов заработали 275 млн.

На работу над проектом РСПП еще в 2014-м году получил субсидии в размере 140 млн.,  размер субсидий на реализацию положений Закона о независимой оценки квалификации в 2016-м году составлял 300 млн.

Ничего не знаю о том, как субсидировался проект в 2015-м и 2017-м годах, могу предположить, что на профессионально-общественную аккредитацию образовательных программ также было выделено финансирование.

Если приблизительно, то порядка 1-2 миллиардов уже освоено.

Было бы здорово сделать профессиональные стандарты обязательными для всех бюджетников и компаний с госучастием, а потом заложить деньги на внедрение профстандартов в этих организациях, но так далеко дело не зашло — пока правительство ограничилось декларацией о том, что такие решения будут приниматься до 2020 года.

А еще участники проекта наверняка мечтают о том, чтобы сделать независимую оценку квалификации и профессионально-общественную аккредитацию образовательных программ обязательными.

Но это, если следить за логикой законотворчества и реализацией проекта «Профстандарты», вряд ли произойдет.

Про цели проекта «Профессиональные стандарты»

Если думаете, что профессиональные стандарты изменят нашу жизнь так, как об этом говорят на конференциях и пишут в докладах, то вы неправы.

Цели проекта измеримы и прозаичны.

Цель 1 — разработать профессиональные стандарты.

Правительство в планах до 2018 году заложило контрольную цифру — не менее 950.

Цель 2 — создать сеть центров независимой оценки квалификации.

Контрольная цифра правительства — открыть не менее 25 центров и пропустить через них не менее 167,5 тыс. человек.

Цель 3 — создать систему профессионально-общественной аккредитации образовательных программ.

Правительство планирует отчитаться об аккредитации не менее 800 программ к концу 2018-му года.

Большинство этих целей уже достигнуты, последние контрольные точки датируются 2018 годом.

Никакие другие цели перед участниками проекта и правительством, которое выделяет деньги на то, чтобы достичь заветных цифр, задекларированных в его планах, пока не стоят.

Про независимую оценку квалификации и профессионально-общественную аккредитацию образовательных программ

Первая — не обязательна ни для работников, ни для работодателей и ее прохождение не имеет никаких правовых последствий для работника и работодателя — это понятно и из Трудового Кодекса, и из последних разъяснений на эту тему Минтруда РФ.

Вторая — как уже явствует из названия, тоже дело добровольное.

То есть соискатель, работник, работодатель или учебное заведение, заплатившие за аккредитацию или оценку,  получают бумагу, которая абсолютно ничего им не дает.

Не видел никого, кто проходил оценку или аккредитацию, но, говорят, таких немало.

Про качество разработки профессиональных стандартов

Я уже приводил примеры некачественных, на мой взгляд, профессиональных стандартов в статье Профстандарты — плакать или смеяться.

Не так давно нашел логичное объяснение тому, почему в квалификационных справочниках явные недочеты не встречаются, а профессиональные стандарты нередко оставляют желать лучшего.

Все просто — справочники разрабатывали профессионалы из отраслевых министерств, используя методики НИИ Труда, а написать профессиональный стандарт может любой желающий.

К тому же утверждаемый приказом Министерства труда профессиональный стандарт  никто не вычитывает — экспертиза профессионального стандарта в Национальном Совете по профессиональным квалификациям предполагает исключительно оценку «авторитетности» разработчика и «достаточности» количества организаций, поучаствовавших в обсуждении.

В заключение

Вы, наверное, поняли —  не верю я в успех проекта «Профессиональные стандарты».

И за державу обидно — надо же уметь потратить столько денег на то, что необязательно, читай,  никому не нужно.

Хотя знаю и тех, кто верит в то, что идеи внедрения профстнадартов будут реализованы, и  уважаю такую точку зрения.

Время покажет, кто был прав.

Всем успехов в работе с профессиональными стандартами!

Автор: Денис Карандашев

 

Посмотреть услуги по направлению «профстандарты» в разделе Кадровое делопроизводство

Смотреть программы по профессиональным стандартам в разделе Семинары и тренинги

Читать статьи о профстандартах в рубрике Трудовое право

 

Получайте свежие статьи по почте

Читайте наши новости

TW   G+   FB   VK   Ln   ОК   INST   MM   Telegram   Yotube   Pin

Поделитесь ссылкой на статью с друзьями и коллегами

Заказать звонок

*Обязательное поле

×