8 документов, которые стоит изучить до проверки ГИТ

Подготовка к проверке ГИТ

Почему Трудовой Кодекс поздно читать перед проверкой ГИТ

Трудовой Кодекс и прочие нормативные акты, необходимые для оформления трудовых отношений, в перечень рекомендуемых к прочтению перед проверкой документов я не включил.

Профессионал, отвечающий за кадровый документооборот, использует эти документы в текущей работе.

Проверки ГИТ к текущей работе не относятся, но, если их не избежать, стоит заранее изучить нормативно-правовую базу, регламентирующую их проведение.

Зная содержание документов, которыми руководствуются и на которые ссылаются проверяющие, вы сможете эффективно защищать интересы вашей компании.

Итак, какие нормативно-правовые акты стоит изучить, как они помогут подготовиться к проверке ГИТ.

1.  Административный регламент осуществления федеральной службой по труду и занятости федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства

Утвержден Приказом Федеральной службы по труду и занятости от 13 июня 2019 г. N 160, последняя редакция, в которой очень много изменений по сравнению с предыдущей, вступила в силу 22 октября 2019г.

Этот документ стоит изучить очень внимательно, он определяет порядок осуществления  ГИТ мероприятий по федеральному государственному надзору, сроки и последовательность административных процедур и порядок взаимодействия с работодателями.

Как проводится проверка, какие документы и как запрашивает инспекция, как оформляются результаты проверки, каковы обязанности и права проверяемых и проверяющих  — подробная информация об этом есть в этом документе.

Именно этот документ является подробной инструкцией для инспекторов ГИТ, нарушение Административного регламента дает право обжаловать действия проверяющих.

20 программ обучения для кадровиков

2. Проверочные листы ГИТ

Проверочные листы можно найти в приказах Роструда.

Приказ Роструда от 10.11.2017 N 655 Об утверждении проверочных листов (списков контрольных вопросов)

Приказ Роструда от 11.04.2018 N 201 О внесении изменений в Приказ Федеральной службы по труду и занятости от 10.11.2017г.

Всего листов  133, но не стоит пугаться их количества, 22 из них предназначены для проверки соблюдения требований трудового законодательства, остальные 111 используются для проверки требований нормативных актов в сфере охраны труда.

Согласно Административному регламенту, при проведении плановых проверок государственные инспекторы труда используют проверочные листы, предмет плановой проверки всех работодателей ограничивается перечнем вопросов, включенных в проверочные листы, в распоряжении или приказе на проведение плановой проверки указываются реквизиты проверочного листа, который будет использован при проведении плановой проверки.

По отзывам самих инспекторов ГИТ, применение проверочных листов вызывает у них определенные трудности, так как методика применения проверочных листов отсутствует, но листы есть, заполнять их при плановой проверке придется, так что нелишним будет провести с помощью проверочных листов самопроверку, чтобы не пришлось потом вносить в них неустраненные по недосмотру нарушения.

3. Приказ министерства экономического развития Российской Федерации от 30 апреля 2009 г. N 141 «О реализации положений федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»

В этом документе вы найдете типовую форму распоряжения или приказа надзорного органа о проведении проверки, типовую форму заявления о согласовании надзорным органом с органом прокуратуры проведения внеплановой выездной проверки, типовую форму акта проверки надзорного органа, типовую форму журнала учета проверок юридического лица.

Все эти документы упоминаются в Административном регламенте.

Если у вас еще нет журнала проверок, стоит его завести, используя типовую форму из Приказа, несмотря на то, что наказание за отсутствие журнала проверок не предусмотрено.

Остальные формы, которые будет использовать ГИТ при проведении проверок, стоит изучить, чтобы понимать, с какими документами вас будут знакомить во время и после проверки.

4.  Кодекс российской федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ)

В нем обязательно стоит изучить статьи, которыми устанавливаются наказания за нарушение трудового законодательства и нормативно-правовых актов в сфере охраны труда, порядок назначения и обжалования административного наказания, возможности его смягчения, отягчающие обстоятельства, сроки давности привлечения к материальной ответственности, возможности снижения размера штрафов при назначении административного наказания.

Если вы думаете, что за любое нарушение трудового законодательства грозит штраф, то это заблуждение — во многих случаях альтернативным административным наказанием является предупреждение.

Если проштудируете перечисленные ниже статьи КоАП, будете понимать, какое наказание может грозить вам за те или иные нарушения, есть ли возможность заменить штраф предупреждением или уменьшить его размер.

Вот перечень статей КоАП, которые стоит изучить:

Статья 2.9. Возможность освобождения от административной ответственности при малозначительности административного правонарушения

Статья 3.4. Предупреждение

Статья 4.1. Общие правила назначения административного наказания

Статья 4.1.1. Замена административного наказания в виде административного штрафа предупреждением

Статья 4.2. Обстоятельства, смягчающие административную ответственность

Статья 4.3. Обстоятельства, отягчающие административную ответственность

Статья 4.4. Назначение административных наказаний за совершение нескольких административных правонарушений

Статья 4.5. Давность привлечения к административной ответственности

Статья 5.27. Нарушение трудового законодательства

Статья 5.27. 1. Нарушение требований нормативных актов по охране труда

Статья 28.2. Протокол об административном правонарушении

Статья 30.1. Право на обжалование постановления по делу об административном правонарушении

5. Постановление  Пленума Верховного суда Российской Федерации от 24 марта 2005 г. № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях»

На весь документ время тратить не стоит, в нем вам нужен п. 14, в котором Пленумом Верховного суда дается разъяснение того, что стоит считать длящимся и недлящимся административным правонарушением.

Согласно ст. 4.5. КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности за недлящееся нарушение ограничен 1 годом.

Если вы больше года назад нарушили срок выдачи трудовой книжки или выплаты отпускных, вас не могут привлечь к административной ответственности, так как, во-первых истек срок, во-вторых, эти виды нарушений нельзя считать длящимися.

В КоАП определение длящегося и недлящегося нарушений отсутствует, так что если вам вдруг придется оспаривать действия инспектора ГИТ, будете ссылаться на это Постановление.

6. Положение о федеральном государственном надзоре за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права

Большая часть содержания этого документа дублируется  в Административном регламенте, но есть  и отличия, а именно, в Положении описан порядок отнесения предприятий к определенной категории риска, от которой зависит периодичность плановых проверок.

Документ стоит изучить, чтобы понимать, на основании чего ваше предприятие отнесли к определенной категории риска, и есть ли возможность изменить эту категорию, снизив тем самым частоту плановых проверок.

7.  Федеральный закон о защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля N 294-ФЗ

Это документ, который описывает общие правила работы надзорных органов и права и обязанности проверяемых и проверяющих. Содержание этого документа также во многом дублируется в Административном регламенте, но бегло прочитать его все же стоит, так как в перечисленных выше документах часто встречаются ссылки на него.

8. Уголовный Кодекс

Надеюсь, действия должностных лиц вашей компании не будут квалифицированы по статьям Уголовного Кодекса, если же такие риски есть, изучите статьи 143, 144.1, 145 и 145.1 УК РФ — знание того, что какие нарушения трудового законодательства и требований нормативных актов в сфере охраны труда будут считаться уголовным преступлением, лишним не будет.

80 программ обучения HR специалистов

В заключение

Не ограничивайтесь чтением статей с комментариями специалистов и посещением кадровых семинаров —  не ленитесь самостоятельно читать нормативно-правовые акты.

Только доскональное знание этих документов позволит вам уверенно чувствовать себя при проверках и эффективно защищать интересы вашего предприятия.

Желаю всем успешного прохождения проверок ГИТ, хотя, конечно, лучше без них!

Удачи!

Денис Карандашев Автор: Денис Карандашев

   Перейти в Каталог статей

   Перейти в Каталог программ обучения

   Перейти в Каталог консультационных услуг

Подписывайтесь и получайте анонсы свежих статей

TW   FB   VK   Ln   ОК   INST   MM  

 Telegram   Yotube   Pin   Zen   Whatsapp   Viber

Поделитесь ссылкой на статью с друзьями и коллегами

Заказать звонок

*Обязательное поле

×