Бывает ли объективной оценка компетенций

Оценка компетенций и объективность

Кто первым оценил компетенции

Мы постоянно оцениваем окружающих нас людей, не придавая этому действию особого значения.

Не задумываясь, каждый из нас вкладывает свой собственный смысл в понятия, описывающие способности и личные качества и оценивает их по собственной шкале.

Проявляемые в поведении способности и личные качества нередко называют компетенциями.

Компетенции появились в тот момент, когда человек оценил способности или качества другого.

Это вполне мог бы быть первобытный человек, который посчитал своего соплеменника лучшим охотником.

Правда, мы не знаем, какие именно качества позволяли дать именно такую оценку.

Может быть лучшим охотником считали того, кто мог в одиночку пойти на медведя и никогда не возвращался без трофеев.

Или лучшим охотником был тот, кто развлекал соплеменников увлекательными рассказами про охотничьи приключения, сидя в уютной пещере у костра?

Можно допустить, что признать классным охотником могли как результативного добытчика пропитания для племени, так и популярного рассказчика охотничьих баек.

Означает ли это, что одну и ту же компетенцию можно оценивать по-разному?

Для ответа на этот вопрос разберемся в устройстве механизма оценки компетенций. 

Курс «Специалист по обучению и оценке»

Как устроен механизм оценки компетенций

В сознании того, кто оценивает, есть идеальный образ определенной компетенции, который сравнивается с доступной информацией человеке, которого мы оцениваем.

Мы получаем информацию с помощью органов чувств — слышим, видим, чувствуем.

Наши представления о компетенции мы сравниваем с той поступившей к нам информацией, которая дает нам возможность судить о наличии компетенции, которую мы оцениваем.

 Относительно объективной информацией является поведение людей, наблюдение за которым позволяет нам выносить оценочные суждения. 

Проявления того поведения, которое позволяют делать нам выводы об уровне развития той или иной компетенции, принято называть поведенческими индикаторами.

Этот механизм универсален и работает независимо от того, кто, что и как оценивает.

Почему же результаты оценки могут оказаться диаметрально противоположны?

Потому что любая оценка субъективна

Хороший водитель — тот, кто не попадает в аварии. Вы уверены, что это показатель мастерства вождения?

Вежливый человек — тот, кто всегда первым здоровается. И всё?

Хороший сотрудник — тот, кто не опаздывает на работу. И только?

Ценный сотрудник — тот, отсутствие которого существенно отразится на работе компании. Может, он просто не делится важной информацией?

Готов поспорить, не все согласятся с логичностью, обоснованностью и справедливостью всех этих суждений.

Сколько людей, столько и мнений о том, что и как нужно оценивать, ведь в любое оценочное суждение каждый человек вкладывает свой собственный смысл.

Даже одни и те же поведенческие проявления могут быть интерпретированы по-разному.  

Об этом нужно помнить всегда, когда мы ориентируемся на наши оценочные суждения при принятии решений, будь то оценка соискателя при найме на работу или оценка работающего сотрудника.

К сожалению, оценки нередко они бывают не более объективны, чем суждения, примеры которых я привел в начале этого раздела.

Существуют ли надежные и объективные способы оценки компетенций

Полагаю, что нет.

Модели, описания и индикаторы компетенций разрабатываются только с одной целью — добиться у тех, кто оценивает, и у тех, кого оценивают, общего понимания того, как формируется оценка.

Любые системы оценки, которая используются внутри компании, будь то тестирование, анкетирование, оценочное интервью или ассессмент ничуть не менее субъективны, чем точка зрения отдельного человека.

Если же они приняты на вооружение, это не говорит об их объективности, а просто свидетельствует о том, что какой-то метод оценки согласилось считать действенным определенное  количество людей, готовых ей доверять — «Мы договорились считать серым соотношение 50 на 50 белого и черного цветов, а не 60 на 40 и не 70 на 30. И договорились считать лояльными и принимать на работу только тех сотрудников, кто разделяет эту точку зрения».

Примерно так разрабатываются и действуют системы оценки независимо от степени доверия тому или иному методу.

80 программ обучения HR специалистов

Резюме

Если выбранный вами метод оценки компетенций дает нужные результаты и помогает вам в работе — отлично, пользуйтесь на здоровье.

Если вам непонятна логика оценки — отнеситесь к ее результатам со здоровым скептицизмом и не принимайте их на веру.

Помните, что самая сложная и продвинутая система оценки оценивает компетенции точно так же, как первобытный человек, о котором я писал в начале статьи.

Желаю успехов и удачи на ниве оценки компетенций.

Подробнее про инструменты для оценки компетенций — 
Про оценку соискателей и работников — кого, как и зачем оценивать
5 инструментов для оценки компетенций при подборе персонала — обзор и рекомендации от HR-ПРАКТИКА
Кейс про оценку компетенций в доцифровую эпоху
Кейс про ассессмент без компетенций 
Кейс по оценке компетенций инструментом от HR-ПРАКТИКА
10 этапов проекта по внедрению системы оценки сотрудников для включения в кадровый резерв

Денис Карандашев Автор: Денис Карандашев

   Перейти в Каталог статей

   Перейти в Каталог программ обучения

   Перейти в Каталог консультационных услуг

Подписывайтесь и получайте анонсы свежих статей

TW   FB   VK   Ln   ОК   INST   MM  

 Telegram   Yotube   Pin   Zen   Whatsapp   Viber

Поделитесь ссылкой на статью с друзьями и коллегами

комментариев 16

Comments are closed.

Заказать звонок

*Обязательное поле

×