18 самых полезных техник из психологических тренингов

,

Автор: Денис Карандашев

Про что эта статья?

Про элементарные психологические техники, которыми нужно владеть для того, чтобы уверенно справляться с эмоциями и агрессией.

Про техники, позволяющие защититься от оскорблений и «сохранить лицо», не отвечая собеседнику ответной агрессией.

Почему в тренинг по переговорам, продажам или управлению персоналом стоит включать освоение этих техник?

Как правило, тренинг, посвященный переговорам, продажам или управлению персоналом, предполагает изучение специальных техник речевой коммуникации.

Не всегда оговаривается, что условием их применения этих техник является готовность собеседника воспринимать вашу речь.

Когда ситуация, в которой происходит общение, «перегружена» эмоциями, ваши блестящие навыки переговорщика или управленца совершенно бесполезны (см. рисунок ниже) — вас не готовы слушать.

Психологический тренинг - нормальное общениеПсихологический тренинг - конфликтная ситуация

Вы добьетесь нужного вам результата, если умеете справляться с эмоциями и создавать условия для общения даже в конфликтной ситуации.

Этому, конечно, нужно учиться, но даже знать о приемах снятия напряжения в сложных ситуациях очень полезно.

Поэтому я просто перечислю в этой статье основные известные мне техники снятия эмоционального напряжения.

Вы сами выберете те из них, которые считаете наиболее эффективными.

Неречевые техники снижения эмоционального напряжения.

Техника 1. Предоставить собеседнику возможности выговориться. Не пытаться перекричать, перебить, «заболтать». Ведение разговора на повышенных тонах, тем более, на крике, требует большого нервного напряжения. Как только человек скажет все, что он собирался сказать, у вас будет время сказать все, что вы хотите, а он будет готов услышать вас. До момента, пока он не скажет все, что планировал сказать, либо устанет изливать эмоции, любая попытка прервать вызовет еще большую агрессию.

Техника 2.  Внимательно слушать. Стараться установить и поддерживать контакт глаз с партнером, кивать, наклониться или податься корпусом вперед, неявно «присоединиться» — принять позу такую же, как у собеседника.

Техника 3. Как можно быстрее сократить дистанцию. На дистанции социального общения (0,5-1,2 м) сложно вести разговор на повышенных тонах. Улыбнуться, прикоснуться, наклониться. Это как умышленное сокращение дистанции в боксе или восточных единоборствах, когда невозможно  размахнуться для нанесения мощного удара. Если конфликт возник в ходе переписки или телефонного общения, добиться личной встречи. Электронные средства коммуникации обезличивают общение. Написать грубость в электронном письме или переписке в соцсети, сказать по телефону что-то неприятное и бросить трубку легко, в то время как решиться на то же в ходе личного общения могут далеко не все.

Техника 4.  Создать пространственный комфорт для общения. Если оппонент стоит — встать, если сидит — сесть. Если разделяет преграда — стол, стул, прилавок — устранить или обойти. Предложить сесть, расположившись под острым углом или под углом 90 градусов. Если есть возможность — сесть рядом.

Речевые техники снижения эмоционального напряжения.

Техника 1. Если вы незнакомы, назвать свое имя и узнать имя собеседника. Стараться в ходе беседы как можно чаще произносить имя собеседника. Обращение по имени не позволяет обезличить общение. Оскорбить незнакомого человека существенно проще, чем того, с кем вы знакомы, пусть даже всего несколько секунд.

Техника 2.  Регулировать темп беседы — чуть затягивать ритм и темп своей речи, если собеседник слишком быстро и эмоционально говорит, делать паузы в речи. Спокойную, размеренную речь сложно «нагрузить» эмоциями.

Техника 3. Дать понять, что вы понимаете важность проблемы и готовность к ее разрешению. Сказать собеседнику об этом.

Техника 4.  Подчеркивать значимость собеседника. Будьте готовы сказать, что вы его цените, и его мнение очень важно для вас.

Техника 5.  Сказать о своем самочувствии, состоянии, которое вызвали слова собеседник, если его статус выше, позиция сильнее, чем у вас «Я сожалею, мне обидно, мне неприятно…».

Техника 6.  Сказать о состоянии, самочувствии собеседник, если его статус ниже, позиция слабее, чем у вас «Понимаю, как вам неприятно, обидно… понимаю, вы разочарованы…»

Техника 7.  Обратиться к фактам — без эмоций проговорить все детали ситуации, вызвавшей конфликт. «Давайте разберемся, что случилось…»

Техника 8.  Предложить конкретный выход из сложившейся ситуации. Если это невозможно, пообещать найти его в кратчайший срок. Спросить у собеседника, какой выход из ситуации он считает наилучшим. Необязательно, что вы примете его — главное, ваш партнер по общению вынужден будет контролировать эмоции, иначе собраться с мыслями ему будет трудно.

Техника 9. Найти и подчеркнуть что-то общее (сходство интересов, мнений, единство цели и др.). Пускай вас объединяет даже то, что вы оба взрослые люди, что вам не нравится сегодняшняя погода и проигрыш футбольной команды или у вас обоих есть желание быстро справиться с той ситуацией, в которой вы оказались — единство очень важно. Если «мы», то значит «свои», а свои не могут не договориться.

Техника 10. Признать правоту собеседника в тех пунктах, где он прав. Если вы знаете, что в сложившейся ситуации есть ваша вина  — немедленно признайте ее. Ситуация от этого не изменится, а поводов для излишне эмоционального общения у оппонента станет меньше. Доказывать, что он не виноват, и убеждать вас признать вашу неправоту ему уже не нужно, он будет готов обсуждать проблему по существу.

Техники «сохранения лица».

Как быть, когда вас оскорбляют? Как достойно ответить, сохранив внутреннее спокойствие и не потерять лицо?

Техника 1. «Внешнее согласие».

Когда вам говорят что-то неприятное и обидное, то предполагается, что вы потеряете контроль над собой и ответите собеседнику взаимностью. Или начнете доказывать ему, что он неправ и его слова несправедливы. Фраза «может, Вы и правы», не говорит, о том, что вы согласны, это понимают все, но она лишает собеседника права на продолжение словесной атаки. В любом случае, очевидно, что повторять ее в том же стиле бесполезно.

Техника 2. «Повторение».

Произнести вслух, то, что в запале сказал вам собеседник, очень полезно. Вряд ли тот, кто уже приготовился услышать «Сам дурак!» готов услышать от вас свои слова и готов на них реагировать. Даже если у него большой словарный запас, постоянно слышать эхо своих слов, не получая желаемого результата в виде эмоциональной реакции, вряд ли понравится оппоненту.

Техника 3. «Уточнение».

«Вы правда так считаете? Почему? Вы действительно так обо мне думаете. Может быть, что-то еще не так?»

Техника 4. «Часть моей личности».

Кому-то что-то не нравится в вас. Признайте, что это допустимо. Но это ваше личное качество, которое принадлежит вам, поэтому чужое суждение о нем вас не трогает. «Да, я работаю медленно, есть у меня такое качество. Просто я стараюсь все делать без ошибок, поэтому перепроверяю свою работу».

Резюме.

Является ли этот список приемов, используемых для нормализации отношений,  исчерпывающим?

Конечно, нет.

Все в одну статью не уместить. В большинстве случаев вам поможет даже перечисленный здесь «арсенал».

Желаем вам всегда успешно справляться с эмоциями и всегда получать ожидаемый результат.

Удачи и успехов!

Автор: Денис Карандашев

Оставить комментарий

P.S. Получить подробную информацию о 14  решениях задач обучения персонала, предлагаемых HR-ПРАКТИКА, можно здесь.

      Подписывайтесь на рассылку

Отслеживайте наши новости в социальных сетях.

TW   G+   FB   VK   Ln   ОК   INST

 

Поделитесь ссылкой на статью с друзьями и коллегами

комментария 2

Comments are closed.

Заказать звонок

*Обязательное поле

×