Кейс про отзывы сотрудников

,

Автор: Денис Карандашев

 Отзывы сотрудников

Про отзывы сотрудников вообще.

В интернете ничего не происходит просто так.

Кто-то и с какой-то целью создает сайты «отзовики» и даже рекламирует их.

Кто-то пишет на «отзовиках» пространные отзывы, кто-то ограничивается кратким «Не ходите туда работать!»

Кто-то пишет позитивные отзывы, что вообще нетипично для нашей культуры.

До решения кейса, описанного в этой статье, я даже не задумывался о том,  в чем интерес создателей сайтов-«отзовиков», и как отзывы сотрудников влияют на бизнес работодателей.

Зато сейчас узнал много нового и с удовольствием поделюсь новым знанием.

Итак, начну с кейса.

Кейс про отзывы сотрудников.

Руководитель компании X численностью около 400 сотрудников, с которой мы ранее сотрудничали в рамках проекта по подбору персонала, обратился с вопросом  — как уменьшить влияние негативных отзывов бывших сотрудников на результативность подбора персонала.

«Отзывы о компании X» можно было не искать — поисковая выдача по названию компании «X» выглядела следующим образом.

Позиция № 1. Ссылка на сайт компании.

Позиция № 2. Ссылка на отзывы сотрудников на сайте orabote.xyz

Позиция № 3. Ссылка на отзывы сотрудников на сайте pravda-sotrudnikov.ru

Позиция № 4. Ссылка на отзывы сотрудников на сайте mnenie-sotrudnikov.ru

Позиция № 5. Ссылка на отзывы сотрудников на сайте retwork.com

Стало понятно, что соискатель или клиент, пытаясь посетить сайт компании, сразу приобщался к негативу о ней.

Самих негативных отзывов оказалось немного.

3-4 сотрудника за последние два года поделились в сети своим недовольством.

Большинство отзывов содержали в себе нелицеприятные высказывания пользователей с популярными никами «Аноним», «Ананим» и «Разведчик» в адрес руководителей компании с указанием их фамилий, призывы ни в коем случае не работать в ней и рассказы о том, что «плохо все-все-все».

Любопытно, что отзывы с одним и тем же  содержанием и даже никами встречались в разных «отзовиках».

Стало понятно, что проблема не в наличии негативных отзывов и их количестве, а в отсутствии другой актуальной информации, содержащей название компании.

Как выяснилось, подготовка и распространение в сети материалов с информацией о компании прекратилась полтора года назад после ухода в декретный отпуск сотрудника, ответственного за работу с интернет-ресурсами и подготовку контента.

Именно по этой причине поисковики в результатах запроса по названию компании выводили ссылки на наиболее «свежие» и часто посещаемые страницы с информацией о компании.

Увы, такими страницами оказались страницы сайтов — «отзовиков».

Резюме по кейсу было следующим.

Сами по себе негативные отзывы не страшны, но если при запросе любой информации о компании вы в первую очередь видите ссылки с негативом — это худшая репутационная ситуация,  в которой может оказаться компания.

Это, собственно говоря, как раз то, чего добиваются владельцы сайтов-«отзовиков» (см. текст на иллюстрации ниже).

Отзывы сотрудников

Что касается решения кейса, то для того, чтобы уменьшить влияние негативных отзывов на имидж компании, нужно было решить как минимум две задачи — убрать из первых страниц поисковой выдачи ссылки на страницы  с негативной информацией и «обработать» имеющиеся отзывы так, чтобы посетитель страниц с негативными отзывами не уходил с них с негативным впечатлением о компании.

Как воспринимать отзывы о компании

Как любую информацию из сети — критически, с недоверием.

Отзывы пишут не только реальные люди, выплескивающие эмоции от обиды на работодателя, но и профессиональные копирайтеры, выполняющие работу по улучшению имиджа работодателю или порочащие его конкурента.

Иногда очень сложно определить, где правдивый отзыв, а где фейк, поэтому стоит понимать все возможности и механизмы работы с отзывами.

Как работать с отзывами

1. Предупреждать появление негативных отзывов

Во-первых, «не обижать персонал».

Конечно, всегда и везде найдутся недовольные.

Но это не значит, что руководителям не нужно  работать с удовлетворенностью персонала.

Для этого необязательно создавать идеальные условия для работы.

Возможность очно высказать свое недовольство и быть услышанным вполне заменит выражение недовольства в сети.

Во-вторых, не стесняться извиниться перед работником, если по отношению к нему поступили несправедливо

Процедуры и регламенты компании могут быть несовершенны, руководители могут ошибаться и принимать неверные решение.

Извиниться перед сотрудником, если компания действительно неправа, несложно.

И даже если неправ сотрудник, и его не удастся переубедить, тоже стоит извиниться.

Подумайте, что для вас легче и проще — обуздать свою принципиальность или воевать с уже размещенным в сети негативным отзывом?

Хотя, безусловно, извинения сами по себе не панацея, ими человек может и не удовлетвориться.

2. Размещать в сети позитивные отзывы сотрудников, формировать позитивный имидж компании

Заведите на корпоративном сайте страницу с названием  «Отзывы сотрудников».

Реальные имена и фото cотрудников в рабочей обстановке, а также правдивые отзывы вызовут больше доверия, чем ссылки на отзывы анонимов.

Любая свежая и интересная информация о компании, распространяемая в сети, может формировать позитивный образ вашей компании.

Подходите к этой работе серьезно и поручите ее тем, кто  разбирается в SEO и умеет работать с социальными сетями.

Если в компании запланированы организационные изменения, к примеру, сокращение персонала, которое неизбежно вызовет всплеск негативных отзывов, сработайте на упреждение — запланируйте на этот же период времени рекламную компанию, целью которой будет повышение привлекательности вашей организации как работодателя.

3. Оперативно реагировать на отзывы.

Для отслеживания отзывов профессионалы пользуются специальными сервисами,  простым пользователям достаточно периодически просматривать ресурсы, ссылки на которые выдает запрос «Отзывы сотрудников компания Y».

Нашли отзывы — давайте на них ответ в корректной, но четкой форме, не ударяясь в обсуждение с анонимами, которые набегут в комментарии.

Увидели, написали официальный ответ — выразили сожаление, дали разъяснение, предложили конкретный путь разрешения ситуации.

В переписку не вступать, дальнейшие обсуждения пресекать приглашением в офис на личное общение.

4. Писать отзывы

Не секрет, что публикации отзывов являются частью конкурентной борьбы (вбросы большого количества негативных отзывов о работодателе) или дискредитации отдельных людей (когда публикуются личные данные и сведения о конкретном человеке).

В этом случае негатив разбавляется нейтральными отзывами с жалобами на то, что «кондиционер дует» или «не дают опаздывать» или осторожным позитивом.

Называю вещи своими именами — нужно писать отзывы от имени сотрудников.

Безусловно, те, кто читает отзывы, догадываются, что многие написаны профессионалами, но, во-первых, в этом могут разобраться не все и не всегда, во-вторых, баланс негатива и позитива не позволяет читателю однозначно определить свое отношение к компании как негативное.

Если отзывов много, к примеру, из 100 отзывов примерно половина нейтральные или позитивные, а другая половина — негативные, никто не будет вычитывать каждый отзыв, пытаясь оценить его достоверность.

Соискатель скорее поймет, что правду из отзывов он вряд ли узнает, и отправится на интервью.

Любопытный пример  — огромные массивы отзывов о работе в службах такси.

Мое личное ощущение от чтения отзывов — и позитив, и негатив пишут несуществующие персонажи.

Что касается отзывов с  публикацией личных сведений руководителей и сотрудников, то схема работы аналогичная — они «заваливаются» нейтральными и позитивными постами, после чего добраться до дискредитирующей информации практически невозможно.

Конечно, кто-то посчитает, что писать фейковые отзывы неэтично.

Увы, конкурентная борьба права выбора другого оружия в этой ситуации не предоставляет.

Либо о вас пишут только плохо, либо вы добиваетесь баланса.

Если ваши убеждения все-таки не позволяют вам размещать отзывы не от своего имени, услугу по публикации отзывов вы можете заказать аутсорсерам.

Стоить такая услуга будет от 100 до 250 рублей за отзыв, в зависимости от того, нужна ли регистрация на сайте для оставления отзыва.

Кроме того, вам необходимо будет составить техническое задание, в котором нужно описать параметры позитива и негатива, который будет присутствовать в отзывах.

Выглядеть это может примерно так:

Минусы:

  1. Негде машину ставить
  2. Холодно от кондиционера
  3. Общие залы – шумно
  4. Не дают опаздывать – стоит датчик при входе
  5. Не оплачивают учебный отпуск
  6. Зарплата нестабильная – зависит от показателей
  7. Не оговорены функции, сегодня можешь делать одно – завтра другое
  8. Нет 13й зарплаты
  9. Обязательно проходить детектор лжи, неприятно
  10. Видеонаблюдение и запись телефонов – под лупой
  11. Все документы ведут в программе – сложно разбираться и видно каждый шаг

Плюсы:

  1. Премии платят как обещали, не отменяют по надуманным предлогам
  2. Можно вырасти до хорошей должности без волосатой лапы
  3. Есть вакансии для студентов, без опыта
  4. Можно работать по совместительству
  5. Можно самому выбрать рабочее время с 8,9,10
  6. Зарплаты относительно по городу высокие
  7. Есть белая зарплата
  8. Оплачивают больничные и отпуск по ТК
  9. Вентиляция нормальная – не душно
  10. Кондиционеры – не жарко
  11. Коллектив молодой, а не жабы старые
  12. Руководители молодые, разговаривают без официоза

В общем, решайте сами, как вам выгоднее и комфортнее публиковать отзывы — самостоятельно или с помощью сторонних исполнителей.

5 . Удалять отзывы

Недешевое и сомнительное удовольствие.

Такую услугу предлагают интернет-компании, работающие в сфере услуг по управлению репутацией.

Примерные расценки — от 4500 до 12000 рублей за удаление одного отзыва.

Понятно, что если сайты-отзовики существуют, то существуют и люди, которые обеспечивают их работу.

А если есть люди, то их труд должен быть оплачен, поэтому, вероятно, плата за удаление отзывов — это просто часть бизнеса «отзовиков».

Стоит или нет платить за удаление отзывов — каждая компания решает сама.

 6. Передать управление репутацией компании на аутсорсинг.

Услуги по управлению репутацией ORM (online reputation management) оказывают многие интернет-компании.

Эта работа включает в себя:

  1. Мониторинг упоминаний о компании
  2. Работа с негативными отзывами
  3. Посевы упоминаний
  4. SERM (Search Engine Reputation Management) — обеспечение присутствия нужной информации о вашей информации на первых страницах поисковой выдачи.

Под нужной информацией понимаются в том числе и позитивные отзывы сотрудников.

Интересно, что компании, предлагающие такую услугу, размещают отзывы на собственных ресурсах — сайтах-отзовиках, где размещение негативного отзыва о клиенте исключается.

Меня терзают смутные сомнения — а не принадлежат ли «неправильные» отзовики, с которых отзывы удаляются, за деньги тем агентствам, у которых есть «правильные» ресурсы для публикации отзывов.

В общем, если вы не готовы работать с отзывами своими силами, есть специалисты, которые выполнят эту работу за вас.

В заключение

Вот все, что я узнал про отзывы.

Если что-то непонятно про SEO — гугл и яндекс в помощь.

Хочу поблагодарить Алексея Комарова, Альберта Мицевича, Богдана Супруна, Александра Титовского, Викторию Теплову и Алексея Прохоренко, советы и опыт которых помогли написать раздел о том, как работать с отзывами.

Да пребудут с вами позитивные отзывы!

Успехов!

Автор: Денис Карандашев

      Подписывайтесь на рассылку

Отслеживайте наши новости в социальных сетях.

TW   G+   FB   VK   Ln   ОК   INST

 

Поделитесь ссылкой на статью с друзьями и коллегами

1 отзыв

Comments are closed.

Заказать звонок

*Обязательное поле

×